Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов

Форум «Мир фантастики» — фэнтези, фантастика, конкурсы рассказов (https://forum.mirf.ru/index.php)
-   Кино (https://forum.mirf.ru/forumdisplay.php?f=8)
-   -   Пи / Pi (1998) (https://forum.mirf.ru/showthread.php?t=9771)

ЯРЕД_НОМАК 13.06.2010 16:39

Пи / Pi (1998)
 
Пи / Pi
(1998)

Режиссёр: Даррен Аронофски
Сценарий: Даррен Аронофски, Шон Гуллет, Эрик Уотсон
Продюсеры: Тайлер Броди, Скотт Франклин, Дэвид Годьат и др.
Оператор: Мэттью Либатик
Композитор: Клинт Мэнселл


Страна: США
Продолжительность: 84 минуты
Жанр: фантастика, триллер, драма
Рейтинг: R
Бюджет: 60 000 $
Премьера в мире: 10 июля 1998 года


В ролях:
Шон Гуллет, Марк Марголис, Бен Шенкман, Памела Харт, Стивен Перлман, Самия Шоаб, Аджай Найду, Кристин Мэй-Энн Лао, Эсфер Лао Нивз, ДЖоэнн Гордон, Лорен Фокс, Клинт Мэнселл и др.

Скрытый текст - Награды:

1998 — Приз «ФИПРЕССИ» — Кинофестиваль в Тессалониках
1998 — Лучший режиссёр — Sundance Film Festival
1998 — Гран-При — Международный кинофестиваль в Гиджине
1998 — Лучший зарубежный фильм — Кинофестиваль Фант-Азия
1998 — Гран-При — Довилльский кинофестиваль
1999 — Лучшая операторская работа — Премия Хлотрудис.

Скрытый текст - Интересные факты:

Кассовые сборы от фильма в одних США составили 3,2 млн долл., тогда как бюджет фильма всего 60 000$.

В сцене с мозгом использовался настоящий человеческий орган.

Число, появляющееся на экране компьютера Макса, на самом деле состоит не из 216, а из 218 цифр

Бюджет фильма составил всего 60 тысяч долларов, большую часть из которых составили 100-долларовые взносы друзей и родственников Даррена Аронофски. Когда картина была продана «Артисану», каждый из вложивших 100 долларов получил назад по 150.

«Артисан» купил фильм за 1 миллион долларов.

Фильм снимался прямо на улицах Нью-Йорка, без ограждения и предварительного согласования с властями, поэтому кто-то из съёмочной группы всё время должен был стоять часовым, чтобы предупредить о приближении полиции.

Еду для всей съёмочной группы готовила мать Даррена Аронофски
Фотографа, преследующего Макса в метро, сыграл Клинт Мэнселл, автор музыки к фильму.

Исполнитель главной роли Шон Гуллетт (в другой транскрипции Джуллетт) — друг Даррена Аронофски, один из авторов сюжета фильма, и исполнитель роли психотерапевта в следующем фильме Аронофски «Реквием по мечте».
Превью:
Талантливый математик Макс Коэн в течение многих лет пытается найти и расшифровать универсальный цифровой код, согласно которому изменяются курсы всех биржевых акций.
По мере приближения к разгадке, мир вокруг Макса превращается в мрачный кошмар: его преследуют могущественные аналитики с Уолл-стрита и жестокие фанатики из тайной религиозной секты, готовые пойти на убийство, чтобы обнаружить код вселенского мироздания в своих древних священных текстах.
Находясь на грани безумия, Макс должен сделать решающий выбор между порядком и хаосом, святостью и дьявольщиной, мудростью и невежеством и решить, способен ли он совладать с могущественной силой, которую пробудил его гениальный разум.

Nas'ka 13.06.2010 21:54

Ну что. Титры отскакали, начнем.
Заставка, начальные титры. Бодро.
Начало фильма. Таблетки. Реквием? О_о
Каюсь, я не знаю у многих фильмов режиссеров, а поэтому никогда не обращала внимание на общую стилистику, сюжетные моменты.
Сразу замечу, сложно оценивать было игру актеров из-за плоховатого по части эмоций перевода, изначальные интонации совершенно не слышались. Но.. игра плюс мызка плюс планы заставляли поверить в реальность эмоций.
Операторская работа и монтаж - дикий восторг. Планы построены шикарно, очень люблю такие работы. Музыка на уровне, звуковые эффекты - опять-таки выше всех похвал. Веришь в боль, в панику. Я сидела и попискивала иногда он напряжения за героя.
Короче, как снято - полное удовольствие и восторг местами.
И тут мы подошли к идее, что снято. Систематизировать число пи, систематизировать все остальное с помощью этого. То ли я невнимательно смотрела, то ли чего-то таки не поняла... Резко начавшаяся охота за Максом привела в недоумение. Сцены в метро - аналогично. Загоны с числами и Божьим именем. Внезапная "избранность". Короче, чем дальше в лес - тем страшнее.
До середины - все в порядке, а потом нить начинает ускользать.
Да, и я понимаю, математика - строгая наука, но хочется красок. Есть черно-белые фильмы, которые кажутся цветными. Этот не такой. Хотя я мысленно добавляю цвет и понимаю, что эффект портится резко же.
В итоге, если и хочется снижать баллы фильму, то за загоны. Итого 7,5/10

<Ghost> 13.06.2010 23:54

Данную ленту можно отнести к категории фильмов, которые не внушают сильные надежды на ранней стадии, но в итоге поражают чуть ли не каждой своей деталью. Режиссер плетет тугой комок интриг, удерживая интерес зрителя сразу на трех фронтах, дополняя загадочный сюжет и динамичную постановку экзистенциональными вопросами. С одной стороны сюжет довольно прост и идет по одной колее, вот только белые пятна, остающиеся без ответов, и постепенно нарастающая интрига заставляют усомниться в обыденности происходящего. Помимо основной сюжетной канвы интересной фигурой становится главный герой, преображение которого, вплоть до последнего решения, очень органично вписывается в происходящие события и не вызывает противоречий.

Что касается постановки, то она вполне в духе подобных малобюджетных дебютных лент, наполненная крупными планами и отличающаяся простотой реализации, но благодаря динамичному монтажу и подходящему музыкальному ряду, выглядит заметно лучше большинства независимых арт-хаусных лент. Если добавить цвета, слегка увеличить масштаб и упростить суть, то получился бы стандартный криминальный фильм. Сняв фильм в подобном ключе, Аранофски встал на перепутье между авторским и мейнстримным кино. От одного он взял динамику, от другого глубину повествования.

Основная идея – показать, что все, что нас окружает подвержено системе и классифицируется с помощью математических уравнений. Из этого следует, что если можно познать природу с помощью математики, то с её помощью можно познать и суть мироздания. Подходя к этому вопросу более детально, Аранофски вовлекает в сюжет еврейских математиков, ищущих ответы на вопросы с помощью цифр. С другой стороны это можно расценивать как аллегорическое выражение преклонения человека перед наукой и подмена духовного познания рациональным.

По сути, фильм напоминает упорядоченного Дэвида Линча, когда к вплетаемому в сюжет сюру добавляется определенная доля логики и здравого смысла, хоть и выглядящая слишком фантастично.


100%
Идеальная структура





* * *
Nas'ka
Скрытый текст - ...:
Цитата:

Сообщение от Nas'ka (Сообщение 868231)
Резко начавшаяся охота за Максом привела в недоумение.

ну как... он занимался не числом Пи, а поиском системы в рынке акций. Одна влиятельная негретянка предложила ему супер-навороченный процессор в обмен на эту информацию. Ценную информацию, которая помогла бы им разбогатеть. Он провалил дело и она решила напомнить ему, что он им обязан. Эта охота обычные криминальные разборки между недовольным заказчиком и провинившимся исполнителем.
Цитата:

Сообщение от Nas'ka (Сообщение 868231)
Сцены в метро - аналогично.

какая именно?)

Nas'ka 14.06.2010 00:30

Цитата:

Сообщение от <Ghost> (Сообщение 868387)
какая именно?)

Мой любимый мозг! ^^
Человек, у которого капала кровь. Пропадающий дедуля.
Просто если это только для того, чтобы показать, как парень свихнулся, то не слишком ли? Это можно интерпретировать миллионом способов, такие загадочные символы включать довольно опасно. Может возникнуть неправильное понимание сцены, например.
Цитата:

Сообщение от <Ghost> (Сообщение 868387)
Эта охота обычные криминальные разборки между недовольным заказчиком и провинившимся исполнителем.

Это то понятно. Просто гонка началась очень внезапно, прям ниоткуда.

<Ghost> 14.06.2010 11:47

Nas'ka
Скрытый текст - Спойлер:
Цитата:

Сообщение от Nas'ka (Сообщение 868425)
Это то понятно. Просто гонка началась очень внезапно, прям ниоткуда.

а что, надо было показать, как они до него домогаются последние несколько дней?
Думаю, телефонные звонки, на которые он не отвечал, были от них. Слежка тоже. А раз они смогли организовать слежку, почему не смогли бы сразу же на него выйти?


Цитата:

Сообщение от Nas'ka (Сообщение 868425)
Мой любимый мозг! ^^

да, выносящий момент!

Но смотри... тыкая в него ручкой, у него в голове возникали шумы. Что если все это происходило в его подсознании, а мозг был его? Отсюда и шумы... а потом эта как-то материализовалось, оставив у него на голове странную отметину.

А окровавленный человек... это случаем не сам он там стоял?

ЯРЕД_НОМАК 14.06.2010 19:00

Как же интересно всё-таки наблюдать за полнометражными ч/б дебютами ныне известных и культовых режиссёров. Преследование Нолана, Клерки Кевина Смита, Пи Аронофски... Всё это полулюбительские, предельно минималистичные постановки, которые вряд ли выстрелили под другим руководством без участия Нолана, Смита, Аронофски.

Данный Пи Аронофски до предела прост в исполнении. Выделяется, пожалуй, только отличным монтажом и отличным же монтажом звуковых эффектов. Преувеличенно резкие звуки, где даже обычные щелчки дверного замка, кран с водой, или даже глотание таблеток постоянно заставляют вздрагивать. Ну а уж от звуков во время прикосновения к мозгу в одной сцене ощущение такое, словно кто-то копается в твоём собственном мозгу.

Просто сверхудачная находка для Аронофски - Клинт Мэнселл, бессменный композитор всех его фильмов. Потрясающая музыка Мэнселла не просто фон, саунд вполне себе составляет единое целое с полотном, позволяя по-настоящему прочувствовать эпизоды. Просто гениальная музыка. Кстати, в фильме Мэнселл появляется в небольшой роли фотографа.

В центре сюжета здесь один герой, пытающийся разгадать тайну числа. Сюжет замысловатый, с определёнными загибулинами и несколькими сюрреалистическими сценами, которые бы вполне мог снять "нормальный":smile: Дэвид Линч. Главная тема фильма - то, что всё измеряется цифрами. Это вполне себе дань времени, когда многие материальные вещи действительно становятся цифровыми (телевидение, фото, кино, книги, газеты и т.д.) Жизнь уже становится зависима от чисел и цифр без всякой фантастики.

Многое в таких дебютных постановках зависит от актёров. На настоящих профи нет денег, а дебютанты зачастую выглядят по-идиотски. В Пи с этим делом опять же полный порядок. И Шон Гуллет, и особенно "любитель го" Марк Марголис в двух ключевых ролях смотрятся действительно великолепно.

В итоге: замечательный, почти гениальный, дебют одного из самых заметных и интересных режиссёров нашего времени.

Filwriter 14.06.2010 21:55

Звучали дифирамбы, я снова все испортил...
 
Дебютная картина Даррена Аронофски оказалась показательной и самой мощной. На протяжении всей своей режиссерской карьеры Аронофски не забывал об этом незаконном дебюте, снятом при помощи друзей, родственников и мамы, которая готовила еду для съемочной группы (даже не знаю, стоит ли брать съемочную группу в кавычки). Почему? Потому что это очень юношеская и очень дебютная работа увлеченного, неглупого, но и слегка поверхностного человека.

Согласен с одним отзывом, в котором откровенно насмехаются, что один гениальный математик рассказывает другому про Архимеда и знаменитую байку с ванной. Весь фильм обладает подобным интеллектуальным "косяком". Но, так как в зрительном зале сидят не математики, а, простите за тавтологию, зрители, то Аронофски изменял и число Пи, и плел в одну косу числа Фибаначчи, имя Бога, игру в Го и все, что его привлекало в этой жизни. Метафора понятна, но местами притянута.

Намек, что человек способен воздействием на собственный мозг влиять на реальность, а все попытки человечества ответить на загадку мироздания - муравьиная возня вполне дополняют эклектичный и прямоватый стиль фильма.

О технической стороне: уже в 98 году Аронофски знал, какими приемами монтажа следует пользоваться, чтобы поразить зрителя. Парочка из них работают вне зависимости от режиссера и его знакомства с "Пи". Безусловно, режиссерскому чутью Аронофски мешало качество исполнения некоторых кадров, но это совершенно не сказывается на мощи многих сцен. Поразвлекавшись с примитивной психологией, Даррен ушел в подсознательный фарс и "лучше выдумать не мог".

Неидеальный фильм, который, возможно, остается для Аронофски недостижимым венцом творения.

Franka 16.06.2010 20:48

«Пи»
Я так и не научилась понимать Арофонски. Верю, что фильм культовый – у него к тому все предпосылки. Цвет, то ли ч/б, то ли сепия. Натура – китайский квартал, станции метро, странная квартира странного ученого. Сам ученый, то получающий откровения, то глотающий с них таблетки горстями. Что режиссер хотел всем этим сказать? Ведь что-то хотел, не для демонстрации странностей ради странностей снято, я уверена.
Это первое впечатление.
Если поразмышлять над просмотренным, возникает несколько гипотез.
Скрытый текст - Спойлеры:

1) Фильм о человеке, который только тогда человек, когда он несгибаемо идет через запреты. Жертвуя при этом разумом, здоровьем, жизнью, но идет, потому что не может иначе. Потому что только так остается человеком.
2) Фильм об играх, в которые сам с собой играет мозг. Бессознательное выделяет во всем что-то одно, постоянно подсовывая это одно сознанию, которое от того еще больше устремляется в одну точку, давая новый стимул бессознательному продолжать в том же духе. По той самой золотой спирали.
3) Фильм о нескольких группках одержимых. И они находят друг друга, варятся в своем котле, а жизнь вокруг них течет своим чередом. Для всех остальных эти люди остаются забавными, или пугающими сумасшедшими. Ни для кого из окружающих ничего не меняется, каким бы ни был итог взаимодействия группок – хоть ортодоксальных расшифровщиков Торы и Макса, хоть агентов Уолл-Стрита и Макса, хоть Макса с мозгом, который с завидной регулярностью Макса преследует. ) Одно обидно – не играть больше китайской девочке в живой калькулятор.
4) Все это – сон разума режиссера. Он ставит опыты на зрителях, чтобы посмотреть, кто и что в этом сне найдет. А сам конспектирует и посмеивается.
Общие впечатления.
Герой четко проассоциировался с некоторыми чертами некоторых героев «Криптономикона», а именно, с Рэнди и Лоуренсом Уотерхаузами. Криптоаналитиком и пионером-компьютерщиком. Дело в атмосфере фильма. Тут уже игры моего разума). А в целом стиль ленты заставил вспомнить нью-кробюзонский цикл Мьевиля, особенно после того, как главный герой побрил голову и его приступы начали прогрессировать. А финал перед зеркалом в компании дрели, так вообще как будто Мьевиль писал.
Скрытый текст - нудеж:
Могу немножко покопать психотип героя, но тут и так все открытым текстом. Все математики – выраженные шизоиды, это не ругательство. Чем гениальнее математик, тем сильнее этот компонент личности, тем страннее и более не от мира сего человек. Тут и мизантропия, вплоть до социопатии, тут и расслоение личности; это побочные эффекты мощного аналитического аппарата в комплексе с умением сосредоточиться на цели.

В целом, поучительное кино, но пересматривать вряд ли потянет. Наверняка при повторном просмотре найдется что-то, упущенное при первом, но все равно как-то не хочется.

Filwriter 16.06.2010 23:13

Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 871541)
Цвет, то ли ч/б, то ли сепия.

Обычный сильно контрастный ч/б, сепию намного реже используют.
Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 871541)
Сам ученый, то получающий откровения, то глотающий с них таблетки горстями.

Таблетки он пил не из-за откровений, а из-за болезни(он же на солнце посмотрел в детстве), видимо, обостряющейся в связи с редким приемом пищи и начинающимися психологически проблемами.
Скрытый текст - Спойлеры:

Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 871541)
1) Фильм о человеке, который только тогда человек, когда он несгибаемо идет через запреты. Жертвуя при этом разумом, здоровьем, жизнью, но идет, потому что не может иначе. Потому что только так остается человеком.

Мне очень нравится формулировка, но где это в фильме? Старший ученый сдался, но какого-то конкретного указания на подобное разделение в картине я не заметил. Возможно, я невнимательно смотрел ( два раза(: ), поэтому интересно узнать почему такая версия возникла.
Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 871541)
2) Фильм об играх, в которые сам с собой играет мозг. Бессознательное выделяет во всем что-то одно, постоянно подсовывая это одно сознанию, которое от того еще больше устремляется в одну точку, давая новый стимул бессознательному продолжать в том же духе. По той самой золотой спирали.

Эта мысль в открытую звучит в фильме и является частью опорных идей картины. Правда, без расшифровки.
3 и 4 вариант больше стебные, по-моему. Особенно 4. Если режиссер наблюдает за версиями зрителя, то он скорее сам не знает, о чем и что снял. Это по части Линча (хотя он-то как раз отлично знает).


Franka 17.06.2010 09:13

Цитата:

Сообщение от Filwriter (Сообщение 871751)
Таблетки он пил не из-за откровений, а из-за болезни(он же на солнце посмотрел в детстве), видимо, обостряющейся в связи с редким приемом пищи и начинающимися психологически проблемами.

Я пошутила).
Скрытый текст - спойлер:
Цитата:

Сообщение от Filwriter (Сообщение 871751)
Мне очень нравится формулировка, но где это в фильме? Старший ученый сдался, но какого-то конкретного указания на подобное разделение в картине я не заметил. Возможно, я невнимательно смотрел ( два раза(: ), поэтому интересно узнать почему такая версия возникла.

А главный герой с шести лет этим и занимался) Начал с того, что посмотрел на солнце, потом, невзирая на предупреждения и ухудшение состояния, продолжал свои изыскания.

Цитата:

Сообщение от Filwriter (Сообщение 871751)
3 и 4 вариант больше стебные, по-моему.

Только четвертый. Третий я не с потолка взяла - жизнь продолжается, простые люди даже не замечают происходящего, кроме ближайшего окружения Макса. И тем он приносит только неудобства. Для них он просто человек не от мира сего, поэтому квартирная хозяйка пытается выставить его из квартиры. Соседка Макса его жалеет, не больше.
П.С. Мысль второй гипотезы опорная и звучит открытым текстом, это так. Я просто рассматриваю разные углы восприятия. Можно вообще предположить, что все действия происходят в воспаленном мозгу Макса.

Filwriter 17.06.2010 12:10

Скрытый текст - спойлер:

Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 871877)
А главный герой с шести лет этим и занимался) Начал с того, что посмотрел на солнце, потом, невзирая на предупреждения и ухудшение состояния, продолжал свои изыскания.

И кружок ищущих имя Бога этим занимались, и воротилы с Уолл-стрит. Это пересекается с 3ей гипотезой: получается, что героями фильма становятся только заинтересованные люди (хоть в чем-то): девочка с калькулятором, которая по-своему познает мир, соседка, проявляющая заботу... А толпа вокруг игнорируется и выбрасывается из рядом людей. Интересно, но сомнительно.
Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 871877)
П.С. Мысль второй гипотезы опорная и звучит открытым текстом, это так. Я просто рассматриваю разные углы восприятия. Можно вообще предположить, что все действия происходят в воспаленном мозгу Макса.

Это, продолжая 2 гипотезу, является смесью реальности и зациклинности разума на математике. В сцене с первым появлением мозга эта показано. А в сцене с дрелью он разрушает эту связь, избавляется от того, что мы назвали бы безумием или зацикленностью мозга.


Franka 18.06.2010 10:21

Filwriter, что-то я потеряла нить рассуждений). Даже сказать нечего. А что мы, собственно, пытаемся выяснить? Жизнеспособность гипотез?

Filwriter 19.06.2010 12:15

Цитата:

Сообщение от Franka (Сообщение 872745)
Filwriter, что-то я потеряла нить рассуждений). Даже сказать нечего. А что мы, собственно, пытаемся выяснить? Жизнеспособность гипотез?

Это попытка непрофессионального парного анализа. Любой читающий эту тему может прочесть наши гипотезы и высказать свою. Но нет.

Waterplz 24.06.2010 09:42

сначала я думал, что автор гуманитарий и не шарит. но потом я понял, что это настолько толсто, что даже тонко. годный тролль.

первый слой, просветительский. это и вдалбливающие рефрены про упорядоченность вселенной, центральную роль чисел. и Евклиды-Архимеды-Пифогоры-Да_Винчи. и наглядные примеры в виде бегущих циферок, построений и пальчиков в аквариум.

второй слой, стеб над теми кто просвещается. это нарочито выбранная идея об о-май-гад супер важном числе, крутость которого подчеркивается его аж 216ти значностью. это сценки с девочкой, с соседкой. это обязательные проблемы с головой и наркота. это эгоистичные воротилы с уолл-стрит и ZOG-евреи, которым для кошерности не хватает крови христианских младенцев. это совершенно бредовый хэппи энд с участием шруповерта. знатно поглумился над штампами.

ну и последний, едва намазанный слой: дым, ракушка, кофе, го, микроскоп. для эстетов и ностальгирующих.

итог: мне понравилось.

P.S. отдельным моментом идет компьютер, вызывающий некотролируемые приступы ухахатывания у ОЙтишнегов.

interes123 25.06.2010 00:19

замечательный фильм.
посмотрела благодаря форуму и вашим отзывам. спасибо!
пока что под впечатлением, и сформулировать то, что чувствую никак не получается ))
все так логично, просто, гениально. хочу так же уметь думать, как Аранофски. решено - он мой кумир теперь.
за интеллектуализм, который мне на 100% по душе - 10 баллов из 10.
зы. клинт менселл форева! музыка супер.

подумала еще, и решила все-таки оставить свой более глубокий анализ картины...
Скрытый текст - спойлер:
1. основная идея
идеальный мир (i) <-> мир хаоса (ii) = гармония (iii)
i) идеальный мир - число Пи - как олицетворение упорядоченности, идеал математического порядка
ii) мир хаоса - квартира ГГ, шизофрения - как олицетворение безпорядка, хаоса, присущего нашему миру
iii) гармония - математик-психопат - как олицетворение гармонии
это в двух словах, идея раскрывается достаточно полно, так как до безобразия проста, а Аранофски знает, что делает, и любой фрагмент фильма несет символизм этой идеи.

2. Мораль - нельзя прийти к абсолютному порядку, а именно подобрать ключ к любой системе, т.е. иными словами познать тайну мироздания.
Гармония заложена в нас изначально, но пытаясь постичь ее мы, мы совершаем ошибку, т.к. ключик от нее - это мы сами. если мы найдем систему в любом проявлении нашей жизни, то гармония разрушится, т.к. приведет либо к войнам, либо к любому другого рода абсурду. Гармония хаоса и упорядоченности это то, почему мы существуем.

3. Аранофский - ацкий, лютый чел ))


Текущее время: 11:13. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.