Показать сообщение отдельно
  #23  
Старый 12.02.2012, 11:52
Аватар для Тенгель
Историческая личность
 
Регистрация: 31.12.2005
Сообщений: 2,851
Репутация: 602 [+/-]
А я, пожалуй, соглашусь с Робином Пэком.
Если фэнтези (в современном понимании этого термина) и существовала в СССР, то, в основном, в кинематографе. И в мультфильмах тоже.
Конечно, если понимать под "фэнтези" любую фантестику, где действие происходит не в будущем, и где есть в антураже хоть что-то иррациональное, тогда, и Стругацкие, и Шварц, и Булгаков, и Гоголь, и Пушкин, и Жуковский, и Булычёв, и Достоевский -- всё фэнтези.
Но, если понимать под фэнтези то, что было у Толкина (фантастические прозаические произведения, написанные для взрослых или старших подростков, со значительным элементом иррационального в антураже, но следующие традициям модернистского или постмодернисткого искусства) -- тогда, в самом деле, в СССР до 1988г фэнтези было мало весьма. Ну, если брать то литературное направление, которое называется "городская фантастика" она же "городская фэнтези", тогда, действительно, можно в советском периоде набрать что-то. Начиная с Булгакова и заканчивая Лукиными и Булычёвым.
Если взять "классическую фэнтези", в смысле, "историю, происходящую в волшебной стране", то тут вряд ли наберётся хоть что-нибудь. Это направление литературными сказками в советской литературе было представлено только. Хотя, был Крапивин, многие его вещи, скажем, "Ночь Большого Прилива" вполне фэнтезийны.
Кроме того, исследователь М. И. Мещерякова в статье "Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения" приводит следующие произведения 60-70-х годов, написанных вслед за публикацией "Мастера и Маргариты":
Цитата:
Так в творчестве Г.Демыкиной появляется неомифологическая повесть лирико-медитативного типа "Маски" (1972). Аналогичными оказались художественные искания С.Абрамова (в соавторстве с А.Абрамовым), "Все дозволено" (1973), В.Орлова - "После дождика в четверг" (1968), "Происшествие в Никольском" (1975).
Но всё равно, в СССР именно в литературе таких произведений было исчезающе мало. А вот кино "классического фэнтези" в СССР дало несколько ярчайших примеров.
1. Огромный пласт сказочных фильмов и мультиков с сюжетом типа "Пионер в волшебной стране". Это всё обозначалось, как правило, как "фильм-сказка", но кое-что было в большей степени ориентировано на подростковую аудиторию, и больше элементов фэнтези содержало.
2. Экранизации сказочной классики, ориентированные на юношескую и взрослую аудиторию. Например, уже упоминавшийся "Илья Муромец" или "Руслан и Людмила".
3. Совместные "советско-заграничные" фильмы или фильмы, снятые как экранизации западных фэнтезийных произведений. Здесь самый яркий, конечно, представитель "Сказка странствий" А. Митты.
4. Ну, и, если относить к фэнтези "городскую фантастику", то фильм "Чародеи" тоже сюда можно отнести.
Действительно, в кино в СССР фэнтези было куда больше, чем в прозе.
Ответить с цитированием