Тема: Adsumus
Показать сообщение отдельно
  #80  
Старый 16.01.2013, 23:19
Аватар для Adsumus
Гуру
 
Регистрация: 28.03.2008
Сообщений: 5,254
Репутация: 966 [+/-]
Пища для размышлений

Так, с чего бы начать? Говорят, мы – это то, что мы едим. В общем, если это правда, то не удивительно что человечество так стремительно меняется из поколения в поколение.
Ассортимент еды, что лежит на полочках в магазине, постоянно меняется. Это довольно медленный процесс, но в какой-то момент, вы замечаете, что блюдо, которым вас насильно пичкали в детстве, вдруг стало считаться редким деликатесом. А лакомство, за которым вы прежде стояли в очереди – повседневным продуктом.
Скрытый текст - Дальше:

Этот процесс занимает десятилетия, но все же…живы ещё деды, которые помнят дешёвую икру и дорогие бананы.
В конечном итоге, разумеется, с диетологической точки зрения, ничего особо не меняется. Человеку нужна определённая доза полезных веществ, и он, так или иначе, будет их получать – не из одного продукта, так из другого. Если необходимая еда по какой-то причине исчезает из ассортимента, то на её место должна прийти другая, соотносимая по пищевой ценности. В армейской продовольственной службе такая рокировка зовётся нормозаменой. Т.е. не хватает для солдата 200 г. хлеба – выдадим 100 г. галет. Нет галет – съест 120 г. сухарей. В конечном итоге, по чистой дозе белков, жиров и углеводов результат будет одинаковый.
Вспомяните, к примеру, народную мудрость: «Федя берёт ящик пива, а Дядя Коля – две бутылки водки. Если потом не видно разницы – зачем платить больше?»
Причины подобных нормозамен на национальном продовольственном рынке подчас бывают не менее таинственны и парадоксальны, чем в случае Дяди Коли. Вот скажем, подсолнечник. Все вы наверняка едите подсолнечное масло – используете его и для жарки, и для заправки салатов, и вообще во всех случаях, когда нужен кулинарный жир. Ну, может, иногда ещё сливочным лакомитесь. А об остальных маслах знаете, в лучшем случае, что они есть.
Попытайтесь ответить себе на вопрос – а отчего вы, собственно, так поступаете? Подсолнечное масло самое вкусное? Да нет же, вкус у него гадкий, не все переносят, и производителям приходится его тщательно дезодорировать, перед тем как пустить в продажу. Или это давняя народная традиция, неотъемлемый элемент национальной кухни? Фигня. Подсолнечное масло у нас получило распространение только в XVIII веке. Тогда, может, оно самое полезное? Да какое там! Это жиденькая жёлтенькая бурда из линолевых жиров с низкой молекулярной массой. Куда уж ей сравниться по сытности с кокосовым маслом, или с пальмовым стеарином – вкусным, жирным, насыщенным, который можно класть на хлеб куском и есть жадно, причмокивая. Не верите? Скушайте «КитКат». Это такие нэстлеевские вафли с пальмовым маслом. У них ещё, в своё время, реклама была прикольная. Про араба-меломана.
Но мы отвлеклись. Так вот, подсолнечник был, в своё время, декоративным цветком из Америки. Его привезли в Украину, чтобы он…ну, не знаю, радовал, что ли. Да. Радовал.
Он был большой, красивый и жёлтый. И трогательно вертел головой вслед уходящему солнцу.
У нас в ту пору ели какое угодно масло, но только не подсолнечное. От льняного и конопляного – до орехового и горчичного. И всем было вкусно. Фокус в том, что почти все украинцы в ту пору были христианами. А у христиан, как известно, большая часть года проходит в посту. А в последний, как вы наверное знаете, масло есть нельзя. Впрочем…есть из этого правила лазейка, если очень хочется…
В церковном каноне очень чётко и конкретно перечислено, какая еда - непостная. И если существует возможность казуистически доказать, что некий продукт к ней не принадлежит, то он, следовательно, постный! Что не запрещено, то разрешено! Так, бобровый хвост есть можно, ведь он ни рыба, ни мясо. Капибару – потому что она, как раз, рыба. И так далее.
Но как же быт с маслом? Все масло в пост есть запрещено. По крайней мере, все то масло, что знали в Европе во времена формирования церковных канонов. Но подсолнечника-то тогда никто не знал! О нём тогда даже не предполагали.
И вот, в восемнадцатом веке, один изголодавшийся в пост крепостной крестьянин взял, да и отжал у своего пана, самым что ни есть буквальным образом, цветочек-подсолнечник. И внезапно даже для себя осознал, что масло, которое из него потекло – постное! «Господи!» - возопил он, пав на колени – «Чудо! Благодать! Баба, жарь яешню! Живо!» Ну, я так думаю…
Вскоре, примеру хитрого мужика последовали соседи, а потом и сам пан, устав драть браконьера кнутом, открыл заводик по производству постного масла. Так оно и пошло в народ. И напрочь вытеснило все остальные, вкусные и полезные. Такая вот история.
В наши дни, Украина – крупнейший в Европе производитель подсолнечника. И один из крупнейших в мире. А подсолнечник – культура очень вредная. У него такой длинный-длинный узкий корень, который глубоко уходит в землю, разрыхляя её, заставляя сохнуть и трескаться, но ничем не связывает. И так, соберёшь несколько урожаев подсолнечника, а потом подует ветерок – и пойдёт чёрное поветрие: весь чернозём густым облаком улетит прочь, оставив лишь безжизненную пустошь.
Как результат, теперь мы можем гордиться тем, что создали вторую в Европе пустыню. Когда я учился в школе, нас учили, что в Европе всего одна пустыня – в Испании есть. А теперь уже и вторая есть, у нас, в Украине. Маленькая ещё. Пока.
Но мы от него уже зависимы, как наркоман от дозы. Подсолнечное масло – одна из важнейших статей нашего экспорта. А ключевой импортёр, к слову – Индия.
Правда теперь и тут всё не так просто. Недавно, туда, в Индию, слетал Президент Янукович, и видно что-то не то сказал, потому как Индия теперь вводит на наше масло заградительную пошлину, и экспортировать его больше не выйдет. Минус – и без того скудный азаровский бюджет на тринадцатый год вскоре сильно утратит в доходной части. Готовьтесь. Плюс – может, теперь поля хоть чуть-чуть отдохнут, а крестьяне посеют что-нибудь по-настоящему вкусное…
Но это всё присказка, а сказка впереди. Как мы уже уяснили, продукты со временем выходят из употребления. И если б знать, что из сегодняшнего ассортимента в будущем исчезнет, то можно попробовать собрать небольшой неприкосновенный запас, и в будущем радовать друзей редкими деликатесами, загадочно ухмыляясь в ответ на вопрос: «Где достал?»
Недавно в Марокко прошёл международный продовольственный саммит, и было много пиджаков, и толстые, лоснящиеся лица, и фуршет, и шведский стол, и старались разрешить проблему Голода. Есть такая, знаете ли, глобальная.
И первый заместитель Генерального секретаря ФАО (это значит Международная Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация ООН) выступил, и сказал, что в настоящий момент почти 90% всего зерна, что его выращивают в мире – это четыре культуры. Пшеница. Соя. Рис. Кукуруза.
И все как-то привыкли.
А это очень плохо.
Потому как, primo, с такой структурой зернопроизводства невозможно построить нормальный севооборот – всё это культуры интенсивные, сильно истощающие почвы, а оттого, мировые чернозёмы стремительно иссякают, обращаясь в пустыни.
А secundo – это вредно для человеческого организма, потому как невозможно получить все необходимые витамины, минералы, микро- и макроэлементы, питаясь монотонно одной и той же едой. Чтобы в полной мере осознать это, достаточно хотя бы посмотреть, даже, на девушек. Вы пробовали смотреть на девушек? Они сейчас почти все уже с молодости гнуться и спрессовываются от остеопороза, сердешные. Кальцию им не хватает, минералов, и кости становятся как губка, пузырчатыми. И начинают утрамбовываться, аккурат. И лица у них становятся рыхлые, и кожа – от крахмалистой, низкобелковой и низковитаминной пищи. Эх…
В общем, расчувствовался саммит, галдел, долго махал руками, и наконец, постановил, чтобы отныне нации возвращались к давно забытым культурами, и вновь возвращали их на стол. И были приняты программы, и планы, и стратегии.
Вы уже, наверное, заметили – в последнее время в супермаркетах стали появляться неведомые крупы – нут, чечевица, сорго, и прочие странные крупы со смутно-знакомыми названиями. Со временем, их будет становиться всё больше.
Но не всё так радужно. Видите ли, как раз сейчас, в этот самый момент, миру угрожает такая странная и интересная глобальная проблемка, под названием «Синдром Вымирания Пчелосемей». Если коротко: пчёлы массово вымирают. И никто точно не знает, почему. Есть разные версии, но как бы то и было, в различных регионах Земли вымерло уже о 30% до 90% пчёл. В течение 10 лет вымрут все. А это проблема.
Альберт Эйнштейн в своё время говорил, что если исчезнут пчёлы, то человечество переживёт их, самое большее, на четыре года.
Он, конечно, преувеличивал. Физик, всё-таки. Но вымирание пчёл, конечно, проблема. Ведь именно пчёлы опыляют растения. От пчелоопыления зависит 84% всех насаждений Европы. Урожаи сельскохозяйственных культур зависят от пчелоопыления на десятки процентов: гречка, к примеру, на 40%, рапс – на 20%, арбузы – на 90%. То есть, грубо говоря, с поля, с которого раньше собирали 1000 кг гречки, после вымирания пчёл смогут обирать, самое большее, 600 кг. Но это в первом приближении. А насколько положение ухудшится за счёт общей и всеобъемлющей дестабилизации экосистемы в течение нескольких лет – предсказать сложно.
Короче, как вы уже наверняка сообразили, нужно делать запасы мёда – через двадцать лет он будет на вес золота. А ещё гречки, и прочих цветочков – вскоре они станут редким деликатесом, и богатые аристократы будут есть гречневую кашу, удобрив её чёрной икрой. Вот, а у вас тоже будет.
Фруктам и овощам придётся особенно трудно, но их на будущее сохранить трудновато. Разве что варенья наварить. Или компот. Так что, наслаждайтесь, пока можете, кушайте яблочки и апельсинки. Скоро они будут стоить, как безрадостный рабочий день каждого китайца, который вручную опылит их с ваткой в руках.
А ещё можете запастись мясом. ФАО уже давно увещевает мир сократить производство кормов – мол, на кормление зверушек уходит слишком много зерна, которое могли бы есть люди в голодающей Эфиопии. И к ним, конечно, всё чаще и чаще прислушиваются. Так что, в довольно скором будущем, почти все виды мяса, кроме разве что кур да коров, станут деликатесом.
Туда же рыба. Особенно, океаническая. Тут проблема чисто экологическая – ну не живёт она в современных океанах, не уживается с танкерами. Вы б, на её месте, тоже не ужились. Так что идите в магазин, и молча купите баночку рижских шпротов, помянув рыбок суровой минутой молчания. Вот внесут их в Красную книгу, запретят вылов, и тогда вы достанете баночку с дальней полочки холодильника, пригласите друзей. И будете пировать.
Пищевые масла, в недалёком будущем, сведутся к соевому и пальмовому. Маличные культуры приносят в жертву производству биодизеля, и по мере того, как истощаются запасы нефти, спиртовые заводы будут пожирать всё больше рапса и маниока. Купите в супермаркете бутылочку оливкового или орехового масла – возможно, придёт день, когда вам придётся доказывать своим детям, что жир бывает не только из пальмы.
Кофе и какао. Они вкусные, и очень радуют. Но для того, чтобы выращивать их, знойным латиноамериканцам приходиться немыслимыми темпами вырубать дождевые леса, чтобы освободить посевные площади. Лишившись корней деревьев, которые их укрепляли, почвы на таких полях на пару лет вымываются дождями, и превращаются в пустыню. И тогда, плантатору приходится идти, и вырубать следующий участок джунглей. С 2000 года, площадь бразильских дождевых лесов сократилась уже более чем на треть, и темпы их вырубки всё нарастают. Очищенные земли почти сразу же превращаются в гиблое, совершенно непригодное для жизни подобие Мордора.
Пройдёт ещё лет двадцать, и мёртвая Амазонская пустыня больше уже никак не сможет радовать нас кофе и какао. Ваши дети с удивлением будут слушать рассказы о том, что там когда-то могли расти растения.
Кофе и какое, конечно, ещё кое-где выращивают, не только в Латинской Америке, но будут они очень дорогими и редкими. Делайте запас. Зато чая будет много – темпы его производства наращивают и наращивают.
Впрочем, про чай с молоком можете забыть. Молоко – продукт из трогательного пасторального прошлого. Корова привередлива, и слишком много есть, и нет у неё ничего такого, что она могла бы дать голодающему человечеству, чего не даст соя и масличная пальма.
Ну, в общем, такие дела, как говаривал Курт Воннегут. Через десять-двадцать лет наш рацион, по сути дела, будет состоять почти исключительно из разнообразнейших зерновых и зернобобовых продуктов. Это не только хлеб да каша – из той же сои, в принципе, можно сделать всё что угодно, от мяса и маргарина, до шоколада и молока. Биотехнологии, опять же, будут развиваться- уже сегодня существуют мощности, позволяющие варить колбасу, неотличимую от мясной, из сои и туалетной бумаги.
Качество продуктов, и содержание в них чего-то иного, помимо зерновых и бобовых, будет постепенно, медленно, почти незаметно для невооружённого взгляда падать. Продукты будут съедобными, питательными и вкусными, но однажды, уже находясь в возрасте, и поглядев с его высоты на прожитые годы, вы осознаете, что уже много лет толком и не ели ничего, кроме каши, лапши, и чечевичной похлёбки с мёдом из тростникового сахара. И тогда, надеюсь, вы помянёте меня добрым словом, и полезете в дальний угол холодильника. За заблаговременно сделанным запасом.
Смачного!

Ответить с цитированием