Показать сообщение отдельно
  #35  
Старый 14.10.2013, 17:06
Посетитель
 
Регистрация: 25.09.2013
Сообщений: 38
Репутация: 4 [+/-]
Круговая порука, группа №15
jadiella - Hic terminos habet


Чистосердечное признание смягчает наказание? Не знаю, не уверен. Но попробовать-то можно. Мелкий шрифт специально чтобы удобней было не читать ;)
Для начала, терпеть не могу фэнтези во всех проявлениях. Не потому что "не верю", просто условности-каноны жанра больно уж примитивны, а рамки безнадежно тесны. Видать, в детско-подростковом возрасте "не долюбил, не дочитал". А теперь и не хочется.
Кто в армии служил, тот в цирке не смеется. Хуже, чем к фэнтези, имхо, лишь так называемая "боевая фантастика". Скажу мягко: выспренние и пафосные выдумки любителей, на 99,99% не то что пороху, кирзы не нюхавших, ужасны. Нет, не тем, что герои "нажимают" курки или палят из пушек "на скорости света". Абсолютным непониманием простой идеи: "убийство во благо" - все равно убийство. Делать из процесса шоу, лепить суть и смысл жизни, петь осанну "героям", со светлой улыбкой шагающим по колено в крови - увольте.
Но это еще мелочи. Эпичность - вот что будит во мне зверя. Позы и речи, кодексы и поединки, неземные чуйства и великие мыйсли, светло-темные герои, чьи имена до скончания веков не забудут благодарные... Эпика, от "Гильгамеша" с "Махабхаратой" до "Властелина колец" с "Играми престолов" рассчитана на Homo Imlegens, "человека нечитающего". Минуточку, не спешите бросаться тяжелыми предметами! Задайте себе вопрос: а чем, собственно, вызван многотысячелетний успех эпики, в чем секрет технологии? Ответ лежит на поверхности. Память, коллективная память. То, что она совершенно не похожа на исходник - вполне естественно. Люди помнят не "что было", а "что хотелось бы помнить". Сказители - это "накопители долговременной памяти", а слушатели-зрители - пользователи. Такая вот Викитека. И успех, несомненный и масштабный зиждется на том, что пользователь органически не способен "вспомнить все", потому и обращается к накопителю. Именно поэтому сказительная традиция до сих пор жива, не суть важно в какой форме она реализуется: устной, драматической, письменной, визуальной, даже танцевальной. Но отличия все же есть. Эпоха "накопления памяти" закончилась примерно на Толкиене с его Средиземьем, после чего перешла в фазу "ложной памяти". Все, что сочиняется, издается, продается суть фальсификат - ну нет за всем этим продуктом "памяти поколений". Можно сколь угодно долго рассуждать о достоинствах цикла эпических романов "Х" по сравнению с абсолютно отличным от него циклом "Y", суть обоих одна - ложная память. Суждение о ценности которой оставляю на усмотрение конкретного пользователя. А мне просто скучно.
Если вы подумали, что худшее позади... Правда, так подумали? Нет-нет, худшее - здесь. Я никогда не играл в игры, настольные ролеплеи, вроде "Монополии" или "Dungeons & Dragons", тем более - в компьютерные стрелялки-бродилки-RPGшки. С пасьянсами включительно. Вы уже осознали всю глубину моего морального падения? Да, все так печально и безнадежно. В жизни и "по жизни" есть столько куда более интересных, с гораздо более сложной механикой, и настоящими результатами, игр, что потратить хоть минуту на виртуальную, ведущую из ниоткуда в никуда - преступление сродни самоубийству. Ни в коем случае не полагаю эти извращенные представления некоей доблестью, преимуществом. Просто считаю необходимым уведомить о том, что глубинный смысл игровых вселенных, лично для меня, сугубо утилитарен: по легкому срубить бабла на лохах. Игры, как экономическое изобретение - гениальны, а как социальная практика - аморальны. Совершенно верно, в выигрыше всегда банкующий. Расплачиваются остальные.

"Ну и что?" - скажете вы. Ничего, читающий предупрежден.
Первое впечатление. Офигительно весело! Лютый, бешеный стеб над бородатыми дядями, с хитрой улыбкой и добрым прищуром выдающими на-гора мегатонны толстенных фолиантов, что обеспечивает им, кому - горбушку хлебушка с маслицем, кому - икорку с рогаликами. Очень, смешно! Причем юмор - истинно английский, с серьезной миной. Ближе к середине, когда смеяться не стало силы, внезапно (!) дошло: все это всерьез. Всерьез и надолго. Какой такой юмор - чисто эпик-фэнтези-джедай-стим-бэттл-слэвик-косплей v.2.0. Мамочки мои!.. Уж не помню, как сумел доковылять до конца первого чтения. Но таки асилил. Потом читал еще. И еще. И...
И вот что вышло.
Горе от ума. Нет, это не о рассказе, и конечно же, не об авторе. О Грибоедове, Лексан Сергеиче. А также крылатых строках: "Здесь нынче тон каков на съездах, на больших, по праздникам приходским господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским?"
Название. "Hic terminos habet" с трудом, через пень-колоду, но перевел: "здесь остановиться должно", но скорее, с учетом специфики жанра, "се последний предел". Как с этой задачей справится эпический просточитатель, даже загадывать не берусь. Рассуждения о "древних девизах" лучше убрать. В геральдике подобные, на "новой латыни", девизы возникли не ранее XVIII-ХIX веков. Вот примеры: Adhuc Hic Hesterna, Hic Facta Scribemus, Hic Murus Aheneus, Hic Et Ubique. Да и нужна ли геральдика, тоже вопрос. Как элемент повествования она нигде не отыграла, т.е. оказалась просто финтифлюшкой, рюшечкой.
Собственно, паладины. Перебрав в памяти всех известных мне паладинов, от настоящих, состоящих при Карле Великом двенадцати пэров, до рыцарей Круглого Стола (не настоящих, а из пересказок ХIX в.), понял, они никакого отношения к схватке Адаларского дракона с Лиданийским медведом не имеют.
"Ага, кто же тогда имеет?" - взыграла ретивая. И нашлись, никуда не делись. Товарищи старво-джедаи, благородные игропаладины (то ли настолные, с кубиками, то ли сетевые), плюс несокрушимо преданные Е.И.В. акунинские жандармы. Вот-вот должна показаться тень бессмертно-действительного тайного советника Э.П. Фандорина... Но пронесло. ;)
Спрашивать, каким дивом на исконно славянскую почву перенеслись Аквиланы, Орланды, Гаэтаны с Адальбертами, и, заодно, латинская тарабарщина с файерболами, поединками типа "сталь о сталь", полагаю, излишне. Ну, прихватила себе "условная Россия" во время наполеоновских войн "условную Европу" в качестве Немчурской губернии - чего придираться? Пускай так, но Васька...
Паладины, равно как и офицерский жандармский корпус, априори комплектовался выходцами из дворянства. И в сословном обществе "васькам" путь туда был заказан. Это - основы, устои общественного строя. Если кто и попал, то звался бы Василием Иммануиловичем Бант-Косицким, графом Залесским. А "Васька" - максимум, служил бы у оного господина Бант-Косицкого, на побегушках.
Теперь о необычайно волшебных способностях Паладинов. Кроме дешевых понтов перед кучером (!), уловления пуль животом, самоисцеления, сотворения няшных светлячков-лампадок и финальных электрофайерболов - никаких. А вот что говорит нам о свойствах Паладинов Священная Игробиблия: "Паладин - воин Добра и Света..." ля-ля-ля... Ага, вот: "...высокая харизма, мудрость, сила, доброта, следование моральному кодексу". Ну чисто Дон Кихот! :)
А Рыцарь Печального Образа, как известно, отличался от окружающих... Скажем так, умом и сообразительностью.
Прокачаем Паладинов на предмет харизмы - с ней все в порядке. Боятся их, любят, уважают. Не все, правда, но на каждого не угодишь.
Теперь мудрость: катастрофа. Предвидеть нападение, спасти людей, спастись самому, ведь Ка-Бар прямо на глазах Аквилана сует бомбу в дилижанс - нет. Разгадать игру лжеторговца - нет, Аквилана просвещает лжекомиссар Скрофа. Разгадать двухходовую дворцовую интригу, разоблачить предателя, разогнать нагайками бунтующий норотт - нет, Орландо покорно ждет, пока легендарных рыцарей Добра и Света погонят прочь со двора и тупо перережут во славу благодарного Отечества. Собрать и оценить оперативную информацию - нет, Аквилан сначала узнает актуальные новости из газет (!), затем - от беженцев, а точнее от внезапного (!) лжекомиссара сотоварищи.
Сила... Что считать силой? Пусть будет троеборье: "стрельба", "рукопашка", "выживание". Итак, стрельба. Пример: семеро джед... самур... то есть Паладинов против тыщимильонов бунтовщиков. Считаем патроны: шесть на семь - сорок два выстрела. Если по одному леворверу на брата. Если по два ствола (чем Паладины хуже стрелков Дикого Запада?) тогда шесть на четырнадцать - восемьдесят четыре. А вот убитых - полсотни, пятьдесят (50) человек. То ли господа берут по два вальдшнепа одним патроном, то ли мажут, как благородные девицы из пансиона. Правда, если отминусовать "предупредительные выстрелы", арифметика превращается в алгебру столь высокого полета, что я умываю руки. "Рукопашка": Великий и Могучий Супер-Магистр внезапно (!) зарезан в банальной поножовщине приблудным, абсолютно не магическим шпионом. Которого внезапно (!) играючи одолевает сопливый приготовишка Васька. И ладно бы гад-шпиён ткнул шилом в спину спящего - он толкает целую речь, а Шеф Жандарм... то есть Паладинского Корпуса эдаким добрым дедушкой его слушает... Да, именно так обстоят дела в высшей школе лиданийских боевых единоборств.
Выживание: коэффициент выживаемости боевого подразделения "Паладины" равен ноль целых пять десятых процента (0,5% или 0,005). Из двухсот двух человек строевых в живых остался один. Эпично, конечно. Но в более-менее приближенном к реальному бое подобные потери возможны разве что при ОМП - в эпицентре ядерного взрыва. Или же при применении современных почти-ОМП - РЗСО, БОВ. Зажигательное, химическое, бактериологическо оружие, не говоря уж об огнестрельном-холодном, и близко не дает такого процента потерь. Наверное, лучше Паладинов убивать как-то романтичнее, без шрапнели и штыков - и да поможет вам Сила! ;)

В целом, "магический комплекс" Лиданийского Паладинского Корпуса сугубо эгоистичен - себе, любимым, поможем чем сможем (спасем, исцелим, защитим), а остальных - если они без оружия, конечно! - порешим. И мы плавно переходим к "следованию моральному кодексу". Невыразимо-благородные девизы и человеколюбивые намерения перечеркиваются сценой расстрела безоружной толпы. Nuff said.
Если автор всерьез болеет душой за Паладинов, я могу лишь порадоваться их истреблению. С такими "паладинами" не то что от драконов, от пьяных хулиганов не отобьешься. Ну их... Для царской службы куда лучше подойдут проверенные десятилетиями безукоризненной боевой службы "Паладины" М109 калибра 155 мм. Переводите самоходные гаубицы на стим-тягу и вперед, на Адалар! В)
Теперь о сюжете. Он такой... такой... внезапный! Внезапно буквально всё.
Император-тенно, морально прострадав пятьдесят (!) лет, внезапно (!) решает взять реванш и отправляет супер-шпиёна Ка-Бара, а следом - "сильнейший в мире (!) броненосный флот" с "закаленными в боях (???) солдатами". Боюсь даже спросить, откуда и с кем бои, если им предшествуют полвека мира? Ловко замаскированный шпиён-парфюмер внезапно (!) подрывает золотой дилижанс. Денег ему что ли с собой не дали на дорожку? Лжекомиссар Скрофа внезапно (!), как два пальца об асфальт, раскрывает выстраданную в темных недрах вражеского Генштаба легенду вышеупомянутого супершпиёна. Посол Адалара Аль-Гундолах, от нефиг делать, внезапно (!) делится совершенно секретной разведывательной и военно-стратегической информацией с мелким клерком, секратаришкой. Добрый лжекомиссар Скрофа внезапно (!) избивает посреди широкопыльной улицы инородца (внезапно?). Неистребимый шпиён внезапно (!) чуть ли не лапает фаворитку самого короля, а обильно потеющая вражина посол внезапно (!) обставляет Грандмастера Орландо в забавном квесте "Тру-ля-ля, тру-ля-ля, мы разводим короля". Внезапный (!) провокатор в одиночку собирает внезапную (!) толпу и внезапно (!) ведет ее на штурм дворца, перед тем очень внезапно (!!!) разорвав бедняшко Адальберта. Дворцовой Паладинской гвардии внезапно (!) набирается аж семь человек (лирическое отступление: даже при символической, дву-трехчасовой пересменке две сотни Паладинов это минимум 20-25 человек в карауле). Аквилан внезапно (!) узнает о Декрете, и, совершенно внезапно (!!!) покидает поезд перед взрывом не сделав ни малейшей попытки (не внезапно, все честь по чести) спасти людей - да того же мальчишку-разносчика, чем мальчонка хуже "благородного Васьки"?! Злой шпиён, просто так, внезапно (!) убивает вице-канцлера Финклясова, центральную фигуру шпиёнской сети, создававшейся усилиями целого государстве годами, десятилетиями. Юный джедай Васька - единственный среди Паладинов, кто внезапно (!) видит шпиёна, пробравшегося "...в Обитель, охраняемую получше (!!!) королевского дворца". И внезапно (!) отважный стрелок по бутылкам и книжный ботан Васька не поднимает тревогу - нет, он внезапно (!) "...скрипя лестницей, спустился вниз и бросился вдогонку". О внезапном (!) ораторском упражнении ночного убийцы и внезапном (!) смирении Грандмастера, с внезапной (!) победой джедая Васьки уже упоминал. Но не эта внезапность заставила меня плакать. Первое же попавшееся на стене (!) антикварное ружье (!!) оказалось заряженным (!!!) и выстрелило - внезапно (!!!!!...) Естественно, вместо первой помощи начальству, юный джедай Вась... то есть Эдгерн, внезапно (!) пытается толкнуть речь... Полагаю, Грандмастер Орландо пал не от яда или ран, токмо от удивления. Внезапная (!) встреча Аквилана со Скрофой, внезапно (!) дающим ему необычайно ценную и точную развединформацию: "Где точно, не знаю....может, в дне пути, а может, уже и в часе. Тысячи или даже десятки тысяч косорылых". Внезапное (!) самоубийственное раскаяние Скрофы с еще более внезапным (!) - жандарма Ухова. А битва при Спинозе (?)... Просто сама Внезапность - с заглавной буквы. Кто еще не читал - теряет полжизни, очень рекомендую. Без дураков, доставляет. ))) Внезапные (!) спички на кармане у дипломированного электрофайрмага Аквилана из предпоследнего абзаца вызвали новый поток слез. Давно я так не смеялся. И не плакал тоже.
Автору - огромный риспект, ваш рассказ скопировал в отдельную папку, обязательно буду его перечитывать. Это не толстый троллинг, история принесла массу позитивных эмоций, спасибо! :)
Язык и стиль. Те, кто заверяли вас в необычайных достоинствах текста, вольно или невольно вводили вас в заблуждение. Переписывать придется не один раз, прежде чем он примет "публикуемый вид". Не редактировать - переписывать. И речь не о пунктуации, или сюжетных внезапностях - язык и стиль. Язык. Стиль.
Приведу характерные примеры, а дальше, немного поостыв от конкурсной горячки, вы сами сориентируетесь, и сумеете справиться.
Примеры:
Первые два абзаца заканчиваются: ... свист рассекаемого воздуха и звон стали о сталь. ... и вновь звенела сталь о сталь.
Море мерно шумело волнами о скалы у подножия стены его дворца.
...броненосный флот раздавит любые помехи десанту...
Прямой и открытый, совсем беззлобный, но словно предупреждающий...
Каждый заколот в спину чем-то типа кинжала.
...поднялся и принял торжественную позу...
Благородно вытянутое лицо избиваемого распухло от побоев и приняло форму груши.
...честь перестанет что-либо стоить, уступив деньгам своё место в системе ценностей.
...легкой походкой попорхнув (!!!) ...наполнив вином свободный бокал... упорхнула в зал.
...лепетал посол, чувствуя, что стремительно потеет. (!!!) Язык совсем прилип ко рту. (!!!!!!!!)
Достойный кастрата фальцет оратора звенел на полквартала.
...хоть вид их был сердит и грозен...
Мы, Эдуард, король и самодержец (?)
...посредством печатного органа.
...посол тщетно силится втянуть щеки.
...изо всех сил подумал мальчишка. (!!!)
...морду хищной птицы (+100500!))))))
Отсюда вероятность разминуться с неприятелем стремилась к нулю...
...крутой перевал (!) между (!!!) холмами.
...оторвавшись вперед...
...черна от тысяч все прибывающих...
Иначе плотности огня не хватит...
...уткнувшиеся в землю то тут, то там, фигурки ...
... а от штыка и приклада надежно защищали доспехи веры.
И все же, конец близился.
Алый штандарт с начертанным на непонятном языке девизом ...

На этом закончу. К слову, о "непонятном языке". Он так и остался непонятным. И останется - для читателя. пожалейте его, уберите латинизмы. Пожалуйста! :) За компанию, под нож можно пустить все без исключения фирменные "йодовские" реплики в духе: "Когда умру я, джедаем последним будешь ты..." - смешно, но уж очень навязчиво.
Теперь о полезном. Для того, чтобы более точно проработать психологию и атмосферу в целом того периода, о котором вы пишете, стоит глянуть одну любопытную книгу. Работа старая, еще 1970 года, но в ней есть именно то, что нужно: Окамото Сюмпэй, Японская олигархия в Русско-японской войне. - М.: Центрполиграф, 2003. - 320 с. Несколько забегая наперед, замечу, что в то время ближайшим союзником Японской Империи была... Британская. Так что по идее "артурианские Паладины" должны воевать не "за", а "против" Лидании. Такой вот парадокс, навевающий мысли о "возвращении к истокам" - Богатырям с Витязями. Все-все, заткнул фонтан.
Желаю вам приятно и с пользой провести время на конкурсе. И еще одно большое спасибо за доставленное удовольствие! :)

Последний раз редактировалось black.box13; 14.10.2013 в 17:13.
Ответить с цитированием