Показать сообщение отдельно
  #106  
Старый 31.05.2014, 14:19
Ужасный виртуал
 
Регистрация: 24.03.2014
Сообщений: 72
Репутация: 4 [+/-]
Пентаграмма У неё много имён в Калькутте...

Добрый день, судьи! Вот несколько комментариев от автора «Последней бид'ы».
Скрытый текст - содержит основные спойлеры сюжета, читать лучше после прочтения рассказа:
Цитата:
Сообщение от Илья Пивоваров Посмотреть сообщение
Как человечество докатилось до такого, тоже неясно.
Цитата:
Сообщение от Дмитрий Квашнин Посмотреть сообщение
Описание не требует объяснения, и здесь его нет.
На самом деле по большей части объяснения в тексте есть, хоть и оставляют место для додумывания деталей. Мне кажется, не все их замечают. Подозреваю, что проблема в том, что на той отметке текста внимание читателя сильно уменьшается из-за приближения к концовке или каждое описание воспринимается не как сюжетообразующее, а лишь как очередная попытка нагнать атмосферы. Я сейчас выделю полужирным ключевые места, которые можно было случайно упустить и поглядим, станет ли сюжет понятнее...
Конечно, объяснения не расставят абсолютно все точки над i, но, по крайней мере, объяснят многое. В частности, основную причину всех бед: в лице кого - кто охотник, а кто жертва.
Взгляните на абзац с вырезками заголовков и текста из самых последних газет:
Цитата:
Человек проходит мимо газетного киоска. Заголовки старых выпусков кричат: «В захваченный женский монастырь доставили провизию!», «Террористы требуют свержения правительства, вывода наёмников из Сирии и прекращения информационной пропаганды!», «Директор ФСБ: Второго «Норд-Оста» мы не допустим!», «Слово местным: Странный монастырь и монахини там странные! Гнилое место!». На снимках – бородатые мужчины, девушки в чёрных накидках «абайя» и чадре. Все при оружии, девушки с поясами шахидов. В одном из последних выпусков на развороте «замыленные» изображения отрезанных голов, которые держат за длинные волосы люди в военной форме. Заголовок: «Усман аль-Азим: Посмотрите на их длинные языки! Они умирают не как люди, а как демоны!». И подзаголовок: «Террористы привели журналистам доказательства того, что ещё семь заложниц жестоко казнены». В другой газете – «Усман аль-Азим уверяет, что две заложницы самоудушились шарфом».
Затем, как вы помните, герой не просто заходит в злосчастный монастырь, но и спускается на нижний уровень через ныне распахнутый потайной проход. Находит место жертвоприношения и поклонения и пустое возвышение... Потом он изучает альбом с фотографиями монахинь, живущих под монастырём.
И тут уже достаточно лишь следить за его взглядом... Прямых объяснений ведь не даётся, т.к. авторских комментариев в тексте нет, герой тоже ничего не комментирует из-за уклона в реалистичность. Куда он смотрит, что с чем сравнивает... Например, несложно заметить, что на старых фотографиях статуя есть на постаменте, а в его времени уже нет, дальше можно проследить за взглядом героя по полу к лестнице - на полу вмятины, ступени покрыты трещинами, на стенах порезы и т.д. Не надо детективных навыков: на все улики герой указывает своим взглядом, а автор - описанием вещей или внешней реакции героя на них.
Цитата:
Стены монастыря исписаны кровавыми надписями на древних языках юго-востока – они гласят о том, что Сёстры идут покорять юг, что величайшая богиня несёт справедливость. <...> В другом – «Тхаги следят за тобой». В третьем - схематичное изображение улыбки с длинным высунутым языком.
Цитата:
Возле места жертвоприношения – большой бетонный постамент с надписями на нескольких языках. Словосочетание одно и то же: «Священная мать». Вокруг постамента – свежие и засохшие букеты цветов. На постаменте ничего нет.

От залы жертвоприношений расходятся четыре коридора, ведущие в тесные комнатушки, полные грязных матрасов, свечей, тумбочек и скупых наборов личных вещей возле каждой из них – одежда, фотографии, документы.

Человек подбирает с одной из тумб толстый альбом, сдувает с него пыль, отряхивает паутину. Раскрывает его.

На фотографиях – монахини. Большинство снимков сделаны в этом подземелье. Некоторые - на улицах городка Калькутта, судя по подписям. Девушки улыбаются, скалятся, показывают языки. Прячутся под платками, арафатками, монашескими рясами. Много фотографий возле какого-то храма, многоруких статуй….

Опять снимки подземелья. Групповые фотосессии на фоне колодца. На одних – девушки душат друг друга шарфами, на других <...>

На каждом снимке, по ту сторону колодца, возвышается тёмно-синяя статуя женщины с четырьмя руками. У неё на шее - большое ожерелье из полусотни черепов, свешивающееся до пояса. Набедренная повязка – из множества отрубленных человеческих рук. Длинные чёрные волосы взъерошены, топорщатся во все стороны.

Странник возвращается в зал жертвоприношений, неся альбом в руках. Глядит на постамент. Переводит взгляд на фотографии. Снова – на бетонный блок с надписью «Священная мать».

Смотрит на вмятины, ведущие по каменному полу к лестнице, откуда спустился путник. Ступени покрыты трещинами.

На стенах винтовой лестницы – глубокие длинные царапины.

Переводит взгляд на снимок. У статуи глубоко запавшие алые глаза. <...>

В одной руке – двухметровый меч с широким лезвием. Указательный палец другой указывает вверх. Третья - с раскрытой ладонью, пальцами вниз. Четвёртая вытянута вперёд – держит за волосы отрубленную голову демона.

Человек захлопывает альбом. Пыль волнуется в воздухе.
Картинка складывается. Альбом захлопывается, герой поспешно убирается прочь. Становится понятно, что убило большинство людей, встретившихся на пути.
На это также намекали ранее в тексте подобные моменты:
Цитата:
Почти на каждом водительском сиденье - труп, окна разбиты, головы отсечены полностью или частично порезаны. Через некоторые машины тянется одно огромное отверстие, проходящее не только через стекло, но и через металлические переборки. Кое-где подобные разрезы есть даже на крыше.
Цитата:
Другая дорога ведёт к центру города по аллее из трупов. Большинство обезглавлено, но многие убиты иначе. Один из автомобилей со спущенными шинами изрешечён пулями, внутри три мёртвых мужчины.
Цитата:
Дворы заканчиваются, начинается широкая дорога через три длинных моста к центру города. На одном из домов – заметная надпись красной краской: «Сестра Лолита идёт на юг!». Чуть дальше на стенах – знаки, нарисованными баллончиками: красная стрелка указывает вниз, синяя вверх.
Исходя из всего этого, в казалось бы людском апокалипсисе - на самом деле во главе всего стоит мистический (даже мифологический) фантэлемент. И основной убийца - отнюдь не человек.
А пресловутые жестокие люди-мародёры - это уже зло второго плана (убили куда меньше и, согласно общеизвестному мифу, куда менее всесильны и более уязвимы). И, кстати, обратите внимание на то, какие трупы встречаются на пути. Люди делятся на два типа... И все трупы в городе - только первого. Так вот второй тип (хотя не факт, что во всём своем числе, не суть), заручившийся мощной мистической поддержкой, тоже есть на страницах рассказа и убивает несколько иными, более стандартными для нашего времени способами. И даже эту линию сюжета понять можно по уликам и намёкам, где-то по очень прямолинейным (1. байкерши, 2. надпись "сёстры идут на юг, братья - на север", 3. предметы, которые приносились в чашу жертвоприношений...), а где-то по чуть более тонким и хитрым (1. из автомата с игрушками выкрали все игрушки, кроме плюшевого льва, 2. ваххабиты...).
Обратите внимание, я не объясняю подноготную текста, не дополняю его авторскими комментариями, а лишь подчёркиваю то, что в этом тексте есть, но могло быть упущено, если читатель не ожидал, что в определённом абзаце есть что-то ценное для сюжета, а не очередные описания и детализация антуража только ради атмосферы....
Ну и главный герой - тоже отдельная тема, его мотивы и даже принадлежность к некой группировке раскрываются под конец рассказа Кстати, там и на группировку полно намёков ещё до монастыря - 1. график молитв, 2. что читал, 3. пение и приёмы ножом, 4. кого хоронил... Хоть и осталось за кадром, кого именно всё же всё-таки хоронил герой, ради кого проделал такой путь, но тут уже осознанно оставлено место для читательской фантазии и нескольких предположений.
Ну и если бы образ главного героя был раскрыт в самом начале, посредством описания его прошлого, мировоззрения, его группировки, его мыслей, речи... За него бы читатель точно не переживал, как и за ваххабитов, захвативших женский монастырь, который оказался не совсем тем, что они ожидали

Спасибо за внимание! И спасибо за отзывы, приятно было читать!