Тема: [Конкурсная работа] Герои не оборачиваются
Показать сообщение отдельно
  #29  
Старый 23.12.2014, 18:31
Аватар для ar_gus
Победитель Битвы критиков
 
Регистрация: 08.03.2012
Сообщений: 1,769
Репутация: 561 [+/-]
Давайте немного поговорим. Не стану, пожалуй, целенаправленно ругать или хвалить - просто немного порассуждаю. И Вас, автор, приглашаю: читатель всегда знает меньше и видит иначе, это аксиома. Но ведь ему же и помочь можно?

Рассказ получился неоднозначным - наверное это, наряду с хорошим языком, удачными образами жены и монашки, а также видЕниями героя, стоит отнести к авторским удачам. Однако парадоксальным образом из плюсов вытекает один из основных минусов рассказа - с моей точки зрения, естественно. Я тут на досуге посмотрел ранее написанные отзывы: Sera пишет о недостатке баланса. Мне же, напротив, кажется излишним именно баланс... хотя мы, очевидно, говорим о разных вещах. Рассказ написан так, что любую из двух линий читатель с равной степенью достоверности и обоснованности может считать "основной реальностью". То ли речь о нашем мире, в котором от серости, обыденности и проблем герой придумывает себе другую жизнь, превращая простой поход к шумящим соседям в Героический Квест. Или, напротив, рыцарь Ордена Полдня, провалив подвиг, оказывается в плену иллюзии... С точки зрения читателя это не слишком принципиально: каждый волен выбрать свою трактовку. Проблема в том, что автор уравнял варианты, не оставив явных маячков в "истинной" реальности. Во многих случаях такой подход оказался бы чрезвычайно удачным, раскрепощая читательскую фантазию; но не в этом. Посмотрим, что с обоих вариантах видится вторым планом?
1. Допустим, события происходят в нашей реальности: два часа ночи, Лепс кружит над больной головой. Полусонный герой, которого жена отговаривает от похода, обречённо собирается и покидает квартиру. Шансов нет: у других, более крутых, не вышло - но рыцарь не может иначе... Остальное - ступени и многоуровневая фантазия на фоне рефлексии. В этом случае рассказ смотрится иронической, если не сатирической, историей о неудачнике-эскаписте, не способном простейшее действие совершить без героизации и фантазии. Фельетонизация - не самое худшее, что может случиться с произведением. При этом, однако, существенно принижаются и довольно жалко выглядят размышления Эмиля о долге и прочих материях. Слишком серьёзно написанное для юморески.
2. Предположим, события разворачиваются в фэнтезийной реальности, где рыцарь Ордена Полдня отправляется в далёкий опасный путь ради попытки спасти мир. Без особой надежды - но настоящий герой просто не может иначе. Пусть в него не верят самые близкие, не важно... Тогда случившееся в башне - всего лишь ступенчатая иллюзия, с которой герою так и не удалось справиться. Всё бы ничего, вот только иллюзия и реальность в этом случае прописаны одинаково хорошо - и, повторюсь, не имеют отличительных меток: это настоящее, а вот это нет. Такой подход уравнивает их, смотрясь стёбом над классическим фэнтезийным квестом: смотрите, мол, все эти их приключения, страдания и метания ничем от похода к соседям в два часа ночи не отличаются.

Что ещё? Для обоих вариантов верен мотив "слаб человек, легко поддаётся соблазнам". Далеко не оригинальная идея, как мы понимаем.
В итоге, как мне кажется, авторская идея сыграла с создателем злую шутку: рассказ замер в состоянии баланса между вариантами, в состоянии неопределённости и неоднозначности. И в каждой из вероятностных линий присутствует нечто, мешающее нормально воспринимать произведение.
__________________
...For the error bred in the bone
Of each women and each man
Craves what it cannot have,
Not universal love
But to be loved alone...
W.H. Auden, "September 1, 1939"