Показать сообщение отдельно
  #6818  
Старый 20.03.2015, 13:40
Аватар для Inkor
Свой человек
 
Регистрация: 22.07.2013
Сообщений: 271
Репутация: 66 [+/-]
Прочитал House of Leaves Марка Данилевски. Это пожалуй было самым тяжелым испытанием для моего английского, которого оказалась явно не достаточно для комфортного чтения без обращения каждые пять минут к словарику, из-за чего проход по этой и без того не простой книги, растянулся у меня на несколько недель, но оно того стоило. Это весьма необычное произведение, чтение которого было подобно прохождению лабиринта, чем роман по сути и является. Многоуровневое повествование от лица нескольких рассказчиков, которым нельзя полностью доверять, свобода интерпретировать по разному сюжет, огромное количество вложенных в неё деталей, а так же трудности с возможностью отличить, что является внутри романа выдумкой, а что нет, все это в данной книге присутствует в полной мере. И особо стоит отметить не только содержание романа, но и его форму. К каким только уловкам Данилевски не прибегал — типографским, фотографическим, даже звуковым. Тут есть выделение определённых фрагментов текста определенным цветом, изощренное расположение текста, когда книгу в буквальном смысле нужно переворачивать (а в паре случаев и подносить к зеркалу), намеренно оставленные опечатки, фотоколлажы и зашифрованные послания. Это могло бы отпугнуть, если бы оно не так хорошо взаимодействовало с происходящим в книге, будь то проход по взывающему одновременно и клаустрофобию и агорафобию лабиринту дома или чтение писем все больше погружающейся в безумие матери. В подобных моментах сходящий с ума текст лишь усиливает давящую атмосферу.
Если же опять вернутся к сюжету, то на поверхности это хоррор, причем благодаря своеобразной детальности и необычным приемам весьма пробирающий. Основную сюжетную конструкцию можно разделить на два основных пласта, это история Джонни Траумпа обнаружившего в квартире недавно умершего старика Зампано разрозненную рукопись и решившего её отредактировать до читаемого состояния, и собственно говоря история рассказываемая в самой этой рукописи, которая представляет собой критическую работу о фильме, снятом как документальное кино (и который судя по всему не существует). События рассказывают о доме, куда въезжает семья: Уилл Нэвидсон, известный фотограф, его жена Карен и двое их детей. Через какое-то время они замечают странности дома: изнутри он немного больше чем снаружи, из неоткуда появляется новое помещение, а так же дверь ведущая… в «ниечто». Дальше пересказывать сюжет будет бесполезно, только отмечу, что книга придерживаясь своего постмодернистского тона, притворяется этой самой работой Зампано прошедшей редактуру Джонни. Поэтому походу чтения нас ждут множество сносок, большинство из которых сделаны Зампано, но некоторые весьма объемистые и способные занять множество страниц, написаны Траумпом, и именно в них развивается его сюжетная линия, идущая по мере редактирования рукописи.
Но все это лишь надстройка. Множество разбросанных полунамеков, намеренно оставленных не состыковок, а так же спрятанных посланий, призывает читателя после прочтения книги начать переосмысливать сюжет в попытке докопаться до его основы, заставляя внимательно исследовать приложения (которые занимают добрую одну пятую книги) и по иному реинтерпретировать произошедшие события (и что уж греха таить, ковыряться на фанатских форумов). Впрочем её основная тема живущая в сердцевине, чувствуется на всех уровнях книги, проходя путеводной нитью сквозь все произведение. Цитируя автора "I had one woman come up to me in a bookstore and say, 'You know, everyone told me it was a horror book, but when I finished it, I realized that it was a love story.' And she's absolutely right. In some ways, genre is a marketing tool."
Пожалуй еще много чего можно сказать и упомянуть (к примеру, что на одном уровне, это книга ещё и сатира на академический критицизм), но я закруглюсь. Скажу только, что чтение этой книги доставляло огромное удовольствие и было для меня уникальным опытом, и если у вас есть желание прочитать чего-нибудь эдакого, книгу я рекомендую.

Последний раз редактировалось Inkor; 05.04.2015 в 15:46.
Ответить с цитированием