Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 06.08.2015, 22:24
Аватар для Татьяна Россоньери
Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери вне форума
Светлый полуорг
 
Регистрация: 11.02.2012
Сообщений: 3,827
Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери
Летний семинар: Всеволод Алферов - Логово снов

Скрытый текст - Андре Сир:
Честно признаюсь, всегда боялся длинных фэнтезийных рассказов. Опыт просто неутешительный – обычно это вялотекущее действо с обилием персонажей и массой «плюх» в виде малопонятных обозначений вполне знакомых понятий. Раскрыть мир в рамках рассказа – почти утопия, как мне кажется. А без его понимания рассчитывать на погружение читателя не приходится. Для фэнтези хороши романы – это моё личное мнение, и спорить можно долго и бесполезно. Пожалуй, исключением стала только «Харьганова пустошь» Пехова. Я к тому, что обычно ничего выдающегося не жду и оцениваю, как правило предвзято, увы. Та самая вкусовщина, которую мечтает узаконить каждый «критег» в оправдание заработка.
Но вернёмся к рассказу. В принципе, как и ожидалось – действо показалось излишне затянутым. И терминов, как положено, хватает – вместе с именами, названиями городов и обозначениями богов и культов как раз тянет на среднестатистическую «ошалелость» при чтении. Правда, кое-что можно спокойно пропустить без ущерба для восприятия. Что, собственно, я и сделал.
На самом деле, история «играет». Нет в ней динамики, нет явного взрыва или глобальных потрясений, заставляющих рвать волосы и портянки. И всё же рассказ весьма интересен. В нём присутствует напряжение внутреннее, вполне земное и осязаемое, но от того не менее значимое, чем спасение планет или даже целых миров. Проблема самоидентификации, понимания своего места и степени зависимости от фетишизма – что может быть важнее для человека, живущего здесь и сейчас? Внутренняя свобода определяет свободу внешнюю, но уж никак не наоборот. Рассказ об этом, как мне кажется. А то, что облечён в фэнтезийные декорации… Наверно, и этому можно найти объяснение. Жаль только, что подход к основной теме такой долгий.
Размышления о Дийяре, дешёвый обед, встреча с грабителями. Всё это хорошо для описания мира, но на сюжет конкретного рассказа практически не играет. И пусть вымогатели потом хоть как-то проявились в Логове, они там тоже без особой нужды. Знаете, сам подход мне чем-то напомнил Лема и Стругацких – эдакое хитросплетение «Соляриса» и «Сталкера». Пожалуй, «Соляриса» в большей степени. Но там для глубоко переживания хватило одного значимого эпизода в жизни Криса Кельвина. Так же и здесь, история старшего брата всё равно проходит красной линией – нет смысла приплетать туда ещё и случайных грабителей. Пожалуй, даже вредно – широта охвата глубину портит.
Меня всегда восхищало умение авторов писать ровно, в рамках выбранного стиля. Этот рассказ написан как раз в подобной манере. Мягко, ритмично, практически без сбоев. Но. В плавности тоже таится опасность, как и в акцентированном ритме – на длинной дистанции акцент начинает раздражать, плавность же усыпляет. Вот и данный рассказ для меня оказался слегка утомительным, монотонным. А ведь избежать этого достаточно просто – как раз блуждание героя в Логове прямо таки просит рвать ритм. Сцена по определению эмоциональная, а сильные чувства ровными не бывают. Мне кажется, в этой части можно было бы что-то изменить. Решать, конечно, автору.
Вообще, для меня многие моменты в рассказе оказались близкими, если можно так выразиться. За это автору дополнительное спасибо. Даже финальное решение героя «сигануть» с обрыва вызвало ассоциацию с кастанедовскими методиками дона Хуана. Как, оказывается, тесен мир – поиски Силы вынуждают принимать решения, далёкие от ортодоксальных правил.

Несмотря ни на что, рассказ всё же понравился. Хотя лично я бы его подсократил вдвое. Если же автор собирается идею развивать, и предполагается крупная форма, то советовал бы даже эту главу разбить, выделив Логово в отдельную главу – слишком значимый эпизод, чтобы разбавлять его описаниями.
Удачи!


Скрытый текст - Василий Дерюж:
Что подкупает в рассказе, так это намерение создать атмосферу иного мира. Так сказать, предложить читателю посмотреть одну страничку в условной «большой истории» соответствующего мирозданья.
При этом оно само по себе оказывается полным загадок и недомолвок. Что дает пишу для фантазии, и позволяет «приобщившимся» самим достраивать обозначенные контуры архитектуры выдуманного мира.
Кто такие «отрицатели»? Где они появились? Ради чего ведут борьбу со жрецами «неведомых богов»? Где исток их магического дара? В знании или в чем-то ином?
При этом такое «домысливание» уже вписано в определенную, ощущаемую форму антуража Древнего Востока, а значит, и образы персонажей приобретают узнаваемый колорит.
Мы мало что знаем о главном герое, но при этом мотивы его поступков понятны. Насколько они убедительны – вопрос другой. Как впрочем, и кульминация сюжета – разговор с неведомым богом. Который оказывается оборванным на полуслове, и оставляет больше вопросов, чем ответов. Субъективно, несколько абзацев описания Логова и борьбы с туманом и призраками мало добавляет смысловой нагрузки к развертыванию основного сюжета. Возможно, композиционно основное внимание стоило уделить непосредственно диалогу с «богом». Или по меньшей мере, рефлексии героя по итогам этой беседы.
Нашел ли герой то, что искал? Автор рассказа оставляет читателям возможность самим об этом поразмышлять. На этом фоне вмешательство жрецов-шарлантов как-то неожиданно прерывает эту цепочку рассуждений. Их «саморазоблачение» ничего к сюжету рассказа не добавляет – потому что сам рассказ неожиданно заканчивается. Да, дурман-трава, да, фокусничество и соглядатаи. И что? Герой неизвестно где. И саморазоблачение жрецов (а бог-то, оказывается, существует) ни к чему не приводит. Кроме подтверждения того, что герою уже было и так известно.
То есть в итоге сюжет «отрицателей» не завершен (отказался ли герой от своего убеждения), их борьба со жрецами оказалась за кадром, магический дар лишь обозначен в виде наличия (непонятно, это обыденность или уникальность для созданного мира) и остается неясным, получилось ли у героя спасти своего брата. Поэтому, субъективно, сложилось ощущение либо «вырванности» рассказа из чего-то большего, либо не проработанности автором «скелета» повествования.


Скрытый текст - Donpedro:
Так как я человек довольно таки безграмотный, отзывы написанные мной на рассказы не будут содержать критики на грамотность. Ибо не требуй от других того, чего сам не можешь.

Всеволод Алферов
Логово снов
Прекрасная стилизация и прекрасно созданный мир. Очень похоже на сказочный восток из миров Олди. Читая рассказ погружаешься в город Дийяр и вместе с главным героем идешь к его цели в храм к Владыке снов.
Начиная от ворот знакомишься с мелочами узнавая как и чем живет город. Чем расплачиваются, каковы жители и стоит ли им верить. Внимание читателя крепко привязано к Тамесу и как бы видишь и слышишь все его глазами и ушами.
Попутно с продвижением краткие воспоминания об истории города лишь добавляют объему картинке.
Еще один положительный момент лично для моего восприятия это когда главного героя открывают постепенно. Не в самом начале описав с ног до головы а в разговорах, ответах и вопросах, со слов сторонних персонажей. Уже к тому времени начинаешь ассоциировать себя с героем и вжиться в повествование и проще и интереснее. Если же сразу дать конкретный образ на все будешь смотреть со стороны и это уже совсем другой эффект.
Хорошо поддержана интрига в отношении жрецов. То ожидаешь мошенников, но при встречи начинаешь верить в их искренность. При спуске в логово окончательно принимаешь на веру легенду о Владыке и ... Отличный финт который практически не ждешь. Хочется сказать - я знал, знал что Тамеса опоили, но ... Тамес ведь действительно пропал! Финал просто отличный, спасибо автору.
Ну и конечно ложка дегтя в этой бочке меда.
Как же затянуто! Да блуждания по лабиринту хороши но пару раз я уговаривал себя "еще чуть-чуть и начнется действо, еще чуть-чуть и дальше будет интереснее". Признаюсь еле осилил я этот путь. Много, медленно и скууучно путешествие Тамеса к истине.

А ведь именно путь Тамеса, его внутренний путь и есть основной стержень рассказа. Долгий путь от повесы, затем отрицальщика до уверовавшего и решившегося на жертву.

В логове Тамеса как и положено ждут три испытания. Три классические ступени - разбойники, богиня и брат призрак. Все это хорошо и отлично. Но после метания по лабиринту настолько велики по объему и описаниям, что действительно думаешь, что состарился. Может это и было задумкой автора, но как мне кажется не совсем удачной.

И когда понимаешь, что жрецы мошенники, думаешь - какого черта нужно было продираться через все это??? Зачем я потратил на это свое время? И даже великолепный финал не так хорош после предыдущего взрыва эмоций.


Скрытый текст - Константин Малахов:
Где-то в Царстве, среди холмов стоит город Дийяр. В нем есть храм, называемый Домом Снов. — в месте, где он стоит, из-под земли исходят испарения, туманящие взгляд, путающие мысли. Жрецы этого храма поклоняются Дрита́ну, Владыке Снов и Белому Господину: к голосу которого прислушиваются цари.
Именно туда направляется герой повествования - Тамес, ученый, сын мага. Сам он магией владеть лишь немного и не верит в богов. А еще больше не верит в храмы этих богов и их жрецов. Дом Снов славится последним (или одним из последних) из храмов, где якобы еще живет бог – Владыка Снов. Тамесу очень хочется развенчать этого бога, сделать его бесполезным в глазах своих почитателей. Им движут не только научные мотивы: был момент, когда Тамес взывал к богам, прося спасти своего умирающего брата, но тот все равно умер. Учены приходит в Дийяр, успешно находит храм и добивается аудиенции с главным жрецом, который рассказывает Тамесу, как найти Владыку Снов. Между ними завязывается диалог, где жрец пытается убедить ученого в божественном присутствии, а Тамес гнет линию, что все чудеса – это лишь магия, причем магия человеческая, а не божественная, и никаких заслуг боги не достойны.
Оказалось, для этого ученому придется пройти ряд пещер, наполненных теми самыми испарениями, которые туманят рассудок и Владыка сам тебя найдет. В дополнение к рассказу, Жрец опаивает Тамеса наркотическим вином, чтобы тот никогда не вернулся из пещер. Пройдя через пещеры, наполненные кошмарными галлюцинациями, ученый находит того, кого искал. Он беседует с Владыкой о смысле богов, об их отношении к людям, об устройстве этих отношений. В конце Владыка соглашается дать жизнь брату Тамеса (новую жизнь, а не оживить), в обмен на жизнь самого Тамеса. Ученый соглашается и следует за Владыкой, обретая все знания мира… Спустя некоторое время, жрецы Дома Снов приходят в пещеры, чтобы избавиться от трупа Тамеса, но не находят его. Это их удивляет: нежели здесь и правда живет бог А то ведь они уже давно забыли его заповеди и живут как им удобно.

Рассказ мне понравился. Начинался он очень похоже не классическое фэнтези: выдуманные королевства, города, необычные имена, иное само устройство мира – а это не мой любимый жанр. Но под всей этой оберткой находится интересный и философский текст. Лично я во многом согласен с мотивами главного героя: ведь суть сегодняшней религии не в том, что есть ли какой-то бог на небесах (или где-то еще) и не в том, что этому богу что-то от нас нужно, а суть в том, что люди поклоняются храмам, их жрецам, ритуалам, созданным этими жрецами. Тамес считает, что все чудеса, так или иначе, было делом рук самих людей, их магии, но именно их, а не богов. Ему нужно доказательство, у него есть куча вопросов к богу – разве у каждого из нас их нет? Независимо от нашей веры, разве мы бы отказались с ним встретится и не нашли бы что спросить?
Бог предстает в рассказе безликим, просто туман, что вполне понятно, ведь у каждого человека свое представление о нем, да и форма не так важна. Важно содержание и здесь Владыка Снов говорит прямо: «Бог должен быть далек, иначе перестанет быть собой. В вашей-то кутерьме и возне. Он предлагает путь, но никогда, ничего — не дает здесь. Иначе станет хуже Царя Царей — базарным менялой. Услуга за услугу. Путь потерял бы смысл.»
Не стоит ждать, что бог поможет именно тебе, потому что ты сильно просишь или соблюдаешь ритуалы (нужны ли они ему?). Владыка говорит, что бог повсюду, во всем что окружает человека, это окружение – есть путь каждого из нас. У всех разный. Бог также не может принимать чью-то сторону, ведь он всеобъемлющий, все люди для него одинаково мелки. То, что человек не видит напрямую бога, не значит, что его нет, а значит, что к нему нужно прийти, опять же только по своему пути.
Не до конца понятно, как Тамес попал к Владыке – прошел путь или все-таки умер в пещерах и уже после смерти встретился с богом? Может это единственная возможность встречи с ним, забыться снами навсегда? Каждый из нас узнает в свое время, ведь, как подметил автор - у богов есть чувство юмора.


Скрытый текст - Линолеум:
Рассказ в стиле фэнтези с использованием восточного колорита. Мир прорисован достаточно скурпулезно и обстоятельно, с уделением внимания даже мелким деталям, из-за чего обьем текста раздувается прямо до неприличных масштабов. Для кого то это считается каноном, для меня же местами утомительно читать все эти описания. Но язык довольно приличный, стилизация опять таки вменяема, и это скрашивает затянутость, хотя на мой взгляд и чересчур вычурно. Но таковы законы жанра, поэтому не буду считать это минусом.
Герой, он же антагонист прорисован также достаточно четко, хотя мне и не хватает мотивации для его «похода». Автор по тексту делает акценты на близость со старшим братом и его гибель, послужившую основным мотивом для посещения Логова, а также его первопричиной, истинным «дном». Но к сожалению, эмоциональной «подоплеки» для такого решения по тексту не хватает, т. е. конкретно не говорится, что же на самом деле произошло. Один единственный флэшбек выглядит невнятным — «ружье» если и выстрелило то не в ту сторону.
Понравилось блуждание в наркотическом дыму. Хотя подобное обыгрывалось уже и не раз, но все же выполнено на должном уровне
Понравился разговор с «Богом». Морализаторства не выглядят натянутыми, даже удалось получить свою толику удовольствия. Вообще, диалоги по рассказу не выглядят чересчур утомительными, хотя и могли бы.
Концовочный твист выглядит предсказуемым, но все же достаточно органично вписывается в фабулу произведения.
У Нила Геймана в «Американские Боги» была идея, что Боги мало что значат без людей, без еженасущной их веры и памяти в своих кумиров. В «Логово снов», мы видим другую точку зрения: боги далеки от людей, так же как и люди далеки от них со своими мирскими проблемами и суетой. И даже когда через отрицание приходишь к Богу, то вдруг понимаешь, что ему на самом то деле не особо и нужна твоя вера и твоя покорность. Небожители сквозь пальцы смотрят на спекуляции жрецов и конфессий — принцип невмешательства, как у Стругацких. Но даже боги не равнодушны. Идея не нова, но подана достаточно качественно.
По итогу имеем качественный, выверенный, грамотный текст, не без огрехов и слегка затянутый, но тут каждому пироги со своей начинкой по вкусу.
Удачи в дальнейшем творчестве!


Скрытый текст - Антураж:
Есть, наверное, иная мораль в этом рассказе, но я вижу несколько:
1. Не умеешь сам – учи других.
Герой – маг недоучка, написал учебники о том, как стать настоящими магами и по ним студенты учатся. Кроме того, он ещё и неплохой оратор, зарабатывающий на этом хорошие деньги.
2. Любопытство – не порок, но не стоит так безрассудно поддаваться ему.
Это же надо подумать, попёрся один, в незнакомое захолустье, чтобы выяснить, есть ли бог в логове снов, не будучи подготовленным ни морально, ни физически. Если какая-то подготовки и была (судя по травяной маске), то довольно слабая. Ну, с бандитами ещё как-то справился. Взял на «понт». Нет, это понятно, учёному хотелось хоть раз в жизни совершить безрассудный поступок и познать себя. Но он же не простой путешественник, а человек подкованный знаниями и так легко попался на дешёвые трюки. Ведь на деле, логовом оказались одиннадцать подземных пещер связанных между собой и окутанных туманом. Напоили учёного наркотиком, одурманили туманными газами и галлюцинации сделали своё дело. Скорее, он увидел то, что хотел увидеть в глубинах подсознания и отдать свою жизнь за жизнь брата. У него даже мысли не возникло не только о невозможности такового обмена, но даже о том, что брат умер, его давно похоронили и даже если он и оживёт, его в психушку закроют или повесят как зомби. Мёртвые не должны оживать. Создав, таким образом, брату медвежью услугу, он заново похоронит его и заставит пройти через смерть дважды. Кстати, в рассказе ничего не сказано о дальнейшей судьбе брата. Значит – глюки.
Конечно, в одурманенном состоянии, да ещё и изрядно уставшим, трудно противостоять глюкам. Он просто заблудился в пещерах и, похоже, не только он. Жрецы, небось, не один труп оттуда вытащили. Только так тайна могла сохраняться. А любознательные исчезали наводя на логово ещё больший ужас.
Автор чётко показывает разницу между слоями населения, красочно описывает убранство улиц, жилищ, и даже, кулинарные изыски. То есть показана социальная неграмотность и отсталость людей, которых держат в страхе. Оригинально называют атеистов – отрицатели.
Потертый шети́т
Предмет одежды? Халат наверное.
«А речи их полны равно лжи и видений»…
Загадочная фраза.
Вообще, рассказ впечатляет своей загадочностью: туманы, провалы, боги…
Существование последних та и осталось тайной. Даже жрецы знавшие истинное положение вещей, сомневались.

__________________
...звыняйте ежели чо (Демьян)

ну это вообще уже не моветон даже, а самый настоящий пердимонокль (Dr.Watson)

Последний раз редактировалось Татьяна Россоньери; 10.08.2015 в 16:49.
Ответить с цитированием