Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 08.08.2015, 13:39
Аватар для Татьяна Россоньери
Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери вне форума
Светлый полуорг
 
Регистрация: 11.02.2012
Сообщений: 3,827
Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери Татьяна Россоньери
Летний семинар: Антураж - Кровь земли

Скрытый текст - Пришелец:
Рассказ понравился. Интересный сюжет, а главное затронута близкая мне проблема сосуществования людской цивилизации с природой.
На Землю прилетает высшее разумное существо. Его цель оказать помощь планете и даже залечить раны, которые ей наносит безумная человеческая цивилизация. Но оказывается, что люди не все безумны, есть те, которые способны слышать и понимать высший разум.
Я не заметил логических ляпов, всё последовательно – развитие сюжета и действия героев. Однако есть некоторые моменты в рассказе, которые вынудили меня оцарапаться.
Текстовая часть.
«Совсем не понимают, что земля живая, и терпение её не безгранично» - И далее по тексту слово «земля» автор пишет с маленькой буквы, но речь идет о планете, моё мнение однозначно – писать с большой буквы, дабы избежать путаницы с чернозёмом.
«Тронни приблизилась к вращающемуся металлическому цилиндру, который уходил вглубь земли. Осторожно ощупав его, она припала ко дну.» - Здесь слово «дно» заставляет почесать затылок. О каком дне идет речь? О дне цилиндра? Но далее читаем:
«Поднятая илом мелкая рыбёшка бросилась врассыпную. Слившись с планетой, Тронни закрыла глаза и напрягла рецепторы, ощупывая рану.» - Так, так, рыбешки, ил – дно получается морское… почему бы сразу не сказать, что действие происходит на морском (океанском) дне, чтобы не отвлекать читателя на мелочи?
«... Когда сил почти не осталось, злосчастное остриё показалось над землёй, и Тронни, отпустив его, ринулась к ране, из которой густым фонтаном, окрашивая воды в тёмный цвет, брызнула вязкая жижа.» - Здесь опять Автор путает читателя, речь идёт не о земле, а о морском дне.
«— Копейки. Если бы. Уже полгода ничего не платят, — он выговорил, словно выругался, — страна советов.» - Мне нравится, что Автор пусть хоть строкой, но напомнил о бытие, нужная вставка, может быть даже одна из главных в рассказе, но…будем точны тогда до конца, что значит «страна советов»? Если Автор имеет ввиду Союз Советских Социалистических Республик (в чём я очень сомневаюсь, потому что время описано не то), то Советы надо писать с большой буквы. Но в рассказе описано современное общество – тогда какие советы? Да напишите прямо: Рассея, в искаженном смысле Россия, потому как без искажения эту фразу нельзя продолжить.
[i]«— А вот так, прямо в зубах притащила и даже не покусала.»[i] - Описанное действие вызывает во мне внутреннее противоречие, не верю я в это, как бы акула не старалась она обязательно поранит девочку – таково уж строение её зубов и челюстей.
«Всё случилось так, как предсказала Алёна.» - Здесь неточность - не Алена предсказала, а Тронни.
Последняя часть рассказа, которая начинается с фразы:
«Едва сойдя с трапа самолёта, Алёна увидела Андрея…» - Согласен должно быть продолжение рассказе с пояснением развития событий, но данная концовка порождает гораздо больше вопросов, чем ответов:
Андрей – брат, но что мы о нём знаем – ничего, кроме того что он окрещенный Водолеем и руководит охранниками:
«— А ты, смотрю, возмужал, — Алёна потрепала его по кудрям. — Как же ты, начальник охраны, окрещённый Водолеем, оставил подчинённых без присмотра? — шутя спросила она.» - Кстати здесь фраза «окрещённый Водолеем» абсолютно лишняя.
Появляется некто «Владимыч», который отстроил, какие-то хоромы в качестве свадебного, подарка. Могу только догадываться что это Кемеровский, но эта догадка заставляет меня возвращаться назад и искать отчество предпринимателя… возвращаюсь и не нахожу, зачем так с читателем. Скажите просто: Кемеровский – эта фамилия упоминается несколько раз и осталась в памяти читателя.
Речь идёт о каком-то футболисте, женихе Алёны, кто он, что он...
Много…много лишних людей в последнем абзаце и от этого впечатление от рассказа смазывается.
Тем не менее рассказ понравился.


Скрытый текст - Всеволод Алферов:
Тот случай, когда не знаешь, что написать в отзыве, потому что в рассказе все на месте. Нет режущих взгляд ошибок стиля. Мне вообще в глаза бросились всего три вещи:
1. «понятия не имел о реальной уникальности» — слово «реальный» из молодежного сленга, в художественной речи не очень смотрится,
2. «скрывающими проступающую» — ющ-ющ. Ну, вы поняли.
3. «того, что произойдёт потом, спустя всего полгода, он никак не мог ожидать» — вот эта закладка на будущее вызывает улыбку. Хотите заинтриговать читателя — сделайте это чуть мягче. Например, «Знал бы он, что произойдет всего через полгода!» И то, мне кажется, что читателя лучше интриговать самим построением произведения, а подобные закладки — не очень хороший прием.
Но это мелочи. Наверное, по тексту можно пройтись и повылавливать блох, но в целом читается легко.

Сюжет тоже хорош — интересно.

Поскольку у вас все гладко и ровно — рискну высказать пару советов, просто для дальнейшего улучшения.
Чтобы рассказ, например, попал в сборник — мало просто хорошего произведения. Здесь действуют три правила.
1. Рассказ должен захватывать с самого начала. В принципе, самое начало у вас интересное. Далее — желательно, чтобы первая-вторая страницы вообще довольно стремительно развивались или другими методами втягивали в текст читателя. Ни в коем случае нельзя писать, что герой проснулся, пошел умываться, чистить зубы (вот часто такое встречается). Начало рассказа должно сразу увлекать, а не разжевывать бытовуху. У вас такого нет — это очень хорошо! Наверное, где-то могло быть и подинамичнее, но вообще - хорошо. (походя, замечу, что у меня, например, в «Логове снов» это условие не выполнено: расписываю, как герой вошел в город и долго блуждал: зачем, почему — не сказано)
2. Действие в целом должно на протяжении всего рассказа захватывать. У вас сюжет хороший, читается легко, увлекает. Здесь тоже ставим галочку.
3. Вот чего у вас нет — концовка в хорошем рассказе должна удивлять. Либо просто вызывать удивление, каким-то неожиданным ходом, например. Либо вот еще может быть рассказ-перевертыш, когда концовка заставляет все увидеть в другом свете. Бывают еще рассказы-матрешки, тройные перевертыши, которые два раза переворачивают восприятие с ног на голову.

У вас хороший рассказ, но концовка получилась типичной. Например, в сборниках — вы сами понимаете — там ведь десятки рассказов под одной обложкой. Ни один читатель не запоминает, в итоге, ни названия, ни автора — все это забывается спустя очень короткое время. Запоминают атмосферу. Запоминают неожиданные повороты, сильные места. У меня у самого эти 3 условия выше - не выполняются, так что без обид. Но вообще рассказ — это такая форма, в которой очень жесткие рамки (жестче, чем в романе - там больше объем и больше свободы), в рассказе нужно максимально потрафить читателю, чтобы обратить на себя внимание среди десятков рассказов под одной обложкой или в группе конкурса. Вот у вас все, вроде, хорошо, кроме последнего пункта — концовки. Она не плоха сама по себе — но и не хороша.


Скрытый текст - Morgenstern:
Действие происходит, как я понял, в России конца 90-х – начале 2000-х. Но вот атмосферы тех годов не чувствуется. Есть какие-то упоминания о «разрухе», но этого не достаточно, чтобы погрузиться в повествование. Рассказ больше похож на заготовку, отсутствуют детали и подробности, которые могли сделать его ярче.
Герои. Не совсем понятно, кто главный герой рассказа. Инопланетное существо, девочка-инвалид, олигарх? Из-за этого повествование размывается и утрачивает эмоциональную составляющую. Кроме того, в течении рассказа изменился только инопланетянин-осминог. В героях-людях изменений я не заметил.
Сюжет, к сожалению, предсказуем и похож на кинофильм «Освободите Вилли». То, что похож, конечно, не беда( идеи носятся в воздухе), но можно было внести свою изюминку.
Концовка на столько «хэппиэндовская», что становиться приторно до тошноты. С чего бы это олигарху так расстараться для девочки, не иначе как деньги в нее вложил.
Еще немного по сюжету. Первое, что смутило – это поимка богоподобного существа с помощью снотворного. Это притянуто за уши! Просто надо было поймать «восьминога», получай ампулу со снотворным, гад!
Второе. Не совсем понятно с девочкой-инвалидом. Она сначала появляется на траулере, который тащит малюска-бога. (Или так написано, что я не понял). Потом оказывается, что она чуть ли не живет в океанариуме олигарха и никуда никогда не выезжала.
Третье. Морской офицер. Что-то он неожиданно стал вести себя неадекватно, грозить гражданскому лицу трибуналом, хотя штатный военный должен знать, кто подлежит трибуналу, а кто нет. В общем, какой-то странный истеричный капитан, если же он ведет себя так, то это должно быть чем-то обоснованно.
И о хорошем. В рассказе есть конфликт, причем, вполне современный – очень богатый человек против государства. Что выгодно отличает рассказ от «описательных» произведений, в которых ничего не происходит. Есть мотивы героев, хоть эти мотивы и разной степени достоверности.



Скрытый текст - Chess-man:
Мне понравилась основная идея. Очень хорошая правильная идея.
Но вот гринписсовский бред про нефть … Автор, вот на фига он вам? Вы вообще в курсе, как добывается нефть? Как добывается газ? Вы в курсе всей бредовости заявлений о «нервах» планеты.
Вы в курсе, сколько буровых установлено по всему миру, причём, не только в море?
А ведь всё, что касается нефти – это лишняя линия. Лишняя, и портящая общую достоверность.


Технический аспект.
В России НЕЛЬЗЯ купить остров! У нас не Греция. У нас нельзя купить даже самый маленький клочок земли. В России земля и недра – собственность государства.
Землю можно арендовать.
Отдельно, на острове олигарха живут люди (Хотя бы те же самые сотрудники) .Их, по-вашему, тоже с землёй купили?
Отдельно. Откуда на Курилах пароходы? Насколько я знаю, сообщение с Большой Землёй последние двадцать лет довольно скудное и всё больше по воздуху.
Отдельно по представителям органов.
Вы не поверите, автор, но у нас в стране абсолютная свобода!
И ни один олигарх (если он только в политику не лезет) не боится наши доблестные спецслужбы. Просто незачем. Более того, наши доблестные спецслужбы никогда не будут интересоваться редким животным. У нас, знаете ли вечно горящий Кавказ, террористы, наркотраффик из Азии, всевозможные НКО и прочая фигня.
Ну вот скажите, на кой сдался нашим доблестным спецслужбам какой-то там мелкий олигарх с Курил? (Дело в том, что большая часть нефтедобывающих компаний России являются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ. Если человек владеет своими буровыми вышками, значит он олигарх, но мелкий.)
Одни только проблемы с путиной в Охотском море приносят дохода больше, чем весь частный нефтяной бизнес данного района.

Прежде всего, о чём эта история технически? О том, что внеземное существо, попавшее в плен, через больного ребёнка сумело вступить в контакт с человечеством. С бонусами для саого ребёнка.
Так вот это главное и нужно развивать.
Пройти все этапы общения.
Отдельная история олигарха тоже не помешает.
Вот только у автора с этим будут проблемы. Автор совершенно не знаком с российским законодательством и правоприменительной практикой.
То есть, автор совершенно не знает, как российский бизнез взаимодействует с российскими же правоохранительными органами.
Ну и второстепенная идея об океанариуме, построенном на одном из курильских островов - это тоже можно и нужно развить.
Хватит ли у автора знаний на описание данного бизнес-проекта?

Только ведь и олигарх и курильский чудо-остров - это заведомо вторичные темы по сравнению с темой первого контакта. И темы, требующие от автора довольно большого объёма знаний, в первую очередь технических и юридических.
А вот о контакте, о чувствах и эмоциях - об этом писать важно, нужно, и доступно каждому.

Выводы.
Автор, у вас очень хорошая идея. Но эта идея станет в разы лучше, если вы выкинете всю фигню с нефтедобычей и злобными спецслужбами (вы всё равно в этих вопросах не разбираетесь), а добавите описание острова, АРЕНДОВАНННОГО олигархом, добавите, зачем он построил там бассейн, откуда появились пароходы.
Ну то есть, вы должны описать, как из маленького незаселённого островка появляется новый курорт вроде насыпных островов в Эмиратах.
Ну и финальную часть поширше и поразветвлённей. Хеппи енд должен быть вкусным.


Скрытый текст - Ирма Пчелинская:
Сначала – частности. Проблемы с пунктуацией довольно явные.
Цитата:
Снова пронизывает боль, резкая и острая, словно тысячи иглокожих впиваются в тело одновременно.
Простые иглы показались автору недостаточно художественными? =) Мне кажется, тут такое украшательство лишнее: сами иглокожие ни в кого не впиваются, впиваются всё равно их иглы.
Цитата:
Коршунов лишь два года назад приобрёл судно, но уже считал себя бывалым моряком — волком. Он любил вставлять в свою речь замысловатые и не всегда понятные морские термины, словно придавая акцент. Он считал, что, таким образом, люди океана всегда будут отличаться от сухопутных.
Данный кусок мне показался каким-то корявым. Почему «моряк-волк», а не «морской волк», что гораздо привычнее? О каком акценте идёт речь? А последнее предложение лучше сформулировать в стиле: «Он считал, что именно этим люди океана отличаются от сухопутных глупцов». А то у вас смысл улетучился.
Цитата:
Два охранника, нанятые следить за порядком в большом западном океанариуме, воспользовавшись затишьем, зашли в комнату для курения.
Я так понимаю, там же имеется малый западный океанариум и большой восточный? Если это просто большой океанариум, то у него может быть, например, западный сектор. И «комната для курения» – канцеляризм, чем «курилка» хуже?
Цитата:
Одного, пожалуй, по прозвищу Орион, отличала пухлая и слегка отвисающая нижняя губа
«Пожалуй, по прозвищу Орион» – это кусок потока сознания автора? =) «Охранник... блин, как назвать-то его? Ну, пусть будет, пожалуй, Орион». Если «пожалуй» относится к отличиям, то и ставить это слово надо было позже.
Цитата:
Лишь одиноко стояла худенькая девочка лет четырнадцати
Это та самая, в инвалидном кресле, «стояла»? Дальше по тексту объясняется, что это она усилием несгибаемой воли стоит и при помощи Тронни, но здесь воспринимается как недочёт автора.
Цитата:
Не трать мозг
Первый раз слышу такое выражение. Немножко не по-русски звучит =)
Цитата:
Меня только вчера сюда перевели, ещё не в курсе.
Цитата:
— Печально. Ты ведь у нас недавно?
— Третий месяц.
Нестыковка. Или «у нас» – это в огромной корпорации океанариумов, а перевели его из среднего южного?
Цитата:
— Больная она, — усмехнулся губошлёп. — А таких, видимо, даже рыбы не жрут.
А вот это классно. Очень в духе не слишком эрудированного, но по-житейски сообразительного охранника.
Цитата:
Мало кто из них знал, что ещё полгода назад при виде этого человечка медицина спешно выкидывала белый флаг
И вот это очень круто. Вообще, с момента ныряния пятнадцатилетней героини в бассейн текст стал сильно лучше. Недочёты всё равно есть, но читать стало интересно. Могу даже предположить, что куски писались в разное время, хотя утверждать не берусь, конечно =)
Цитата:
и несколько теплоходов постоянно стояли в рейде
Из предыдущего рассказа узнала новое значение слова «бункер», из этого – слова «рейд». Сполшные открытия =)
Цитата:
об уникальности его ДНК (как им только удалось его раздобыть?)
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, соответственно, она.
Цитата:
Можешь сказать, как смог этот щупальцеобразный
Это значит «весь похож на одно щупальце», а осьминог на одно щупальце не похож.
Цитата:
Но не гермафродит — более совершенный организм. Они откладывают яйца без партнёра
Это называется «партеногенез», и ничего «более совершенного» в этом нет. Так делают многие существующие животные.
Цитата:
«Тронни не может нанести мне вреда. Она вообще не способна на такое. Она разумна». Следующие слова появились после короткой паузы: «По-хорошему разумна»
Вот это хороший кусок, действительно похожий на речь подростка. А в других местах девочка явно словами автора говорит. Например, «грядущий» – не слово из лексикона бывшей глухонемой.
Цитата:
Алёна включила карту
«Открыла карту» применительно к файлу или программе звучит вернее.
Цитата:
Порой ему казалось, что он слышит слова: «Здравствуй, человек» или «Приветствую тебя, землянин». Но вскоре Юрий понимал, что всё это — самовнушение, плод его воображения. Он печально сплёвывал и уходил к себе.
Классный момент ;) Хотя «печально сплёвывать» – зрелище не для брезгливых =)

А теперь – в целом. Противопоставление «хорошая, добрая, живая природа – глупые, мерзкие, создающие неживое людишки» в данном тексте получилось уж слишком нарочитым. Хотелось бы больше изящества, что ли. А то люди и «неживую гадость» колют, и разговаривают, как пираты с лишней хромосомой, и дают охране дебильные прозвища – ну придурки, не иначе. Зачем, кстати, Юрий показан в начале фриком-самодуром, непонятно.

Мне показалось, что образ Тронни не удался – слишком наивный, с предельно антропоморфизированным мышлением. Настоящие, буквальные кровь и нервы у планеты – ну детский сад же! Немного непонятных слов – это ещё не мышление высшего существа. В общем, плоско и пресно.

Люди получились гораздо лучше. Поначалу всё было как-то очень гротескно, но потом началось раскрытие образов Юрия и Алёны, и прошло оно довольно хорошо. Герои с характерами, живые и интересные. Второстепенные персонажи похуже, но в целом терпимые, рои свои выполняют, раздражения не вызывают.

Сюжет – фантастическая интерпретация «Освободите Вилли». И в данном качестве он весьма неплох. Но автор добавил историю с «пониманием людей» – зачем? Всё равно так и не объясняется, что именно поняла Тронни из общения с Алёной и к каким последствиям это приведёт, сюжетная линия не доносит до нас никаких идей и повисает в воздухе. Из-за этого и концовка смотрится странно: ну какое нам дело до семейного счастья отдельно взятой девочки, если, мать вашу, человечество столкнулось с высшим разумом? Почему нам должно быть интересно, в какой там день у них будет свадьба, если стало известно, что человечество явно не одно во Вселенной? Концовка выглядит мелочной и совершенно неинтересной, потому что автор замахнулся на куда более серьёзную тему, но бросил на полпути.

В общем, я бы рекомендовала рассказу не пытаться прыгнуть выше головы, снизить градус пафоса, доработать Тронни в сторону большей «инаковости» и меньшего морализаторства. Как мне кажется, в таком случае останется крепкий сюжет про контакт ребёнка – «чистой души» и загадочного потустороннего существа, повлёкший за собой рост понимания между двумя бок о бок сосуществующими расами. С достаточным уровнем драмы и обнадёживающим хеппи-эндом.


Скрытый текст - АвторОбыкновенный:
Рассказ понравился.
Несмотря на объём после первых двух частей читается довольно быстро. Сначала постоянно стопорила лексика, все эти "Вечный", "Сарпены", "Тронни". Очень часто авторы для атмосферы, для того, чтобы якобы погрузить нас в свой новый мир злоупотребляют выдуманными словами, значение которых как бы должно пониматься интуитивно, в итоге всё становится только запутанней и туманней. Для романа это хорошая техника, там можно потихоньку всё это вводить и раскрывать, для рассказа, я думаю, не подходит. Разве что при мастерском исполнении. Поэтому очень порадовало, когда уже во второй части подобных слов поубавилось.
Очень люблю авторские фразеологизмы и заковыристую, специфичискую речь героев. Когда это тематически оправданно и действительно самобытно. Тут же перебор с фразеологизмами, по-моему.
Русалку мне в невод, Нептун не балуй, кильватер им в грызло, шпангоут мне в дыхло, чалкой те по сопатке, акула мне в печень, со спардека рухнул, якорь тебе в ж...
Причём из возьми фразеологизмов пять сделаны по одной схеме. Поленились, не заметили или так специально - я не знаю, но это сильно испортило впечатление.
Вообще очень было интересно что же станется с этим осьминогом и что он из себя представляет: откуда и зачем он. Раскрылось это, к сожалению, плосковато и недоработанно.
Понравилась история про Кемеровского и его непонятность.
Всё очень динамично и захватывающе после того, как к Кемеровскому пришли солдаты. Действо пролетело на одном дыхании.
А вот концовка не удовлетворила. Последняя сцена так вообще припаяна непонятно для чего. Мне кажется она лишней. Я не против счастливых финалов, но не таких нарочитых. И диалог там опять же репрезентативный.
"-Ты знаешь, я женюсь.
"-Рад за тебя, а я купил машину. Как твоя работа?
- Да, у меня на сталелитейном заводе на проспекте мира 29 всё отлично."

Не знаю насколько оправданным было подавать всё через множество действующих лиц. Через осьминога, может быть, и интересно взглянуть на происходящее, но получилось как-то тускло, обыденно. Слишком он антропоморфный внутри. В части с рыбаками хорошая атмосфера. В остальном же, наверное, не стоило прыгать из одного рассказчика к другому. Героев-рассказчиков много, а никто толково не раскрывается. Может быть, интереснее получилось бы всё от лица девочки. Не знаю как это осуществить, но как вариант.
__________________
...звыняйте ежели чо (Демьян)

ну это вообще уже не моветон даже, а самый настоящий пердимонокль (Dr.Watson)

Последний раз редактировалось Татьяна Россоньери; 08.08.2015 в 14:33.
Ответить с цитированием