Показать сообщение отдельно
  #2  
Старый 09.01.2022, 16:45
Аватар для Альт Шифт
Мастер слова
 
Регистрация: 16.01.2015
Сообщений: 1,690
Репутация: 204 [+/-]
А хорошо… Очень хорошо, автор. Либо же вы просто в настроение мне попали))

Этот рассказ – тот случай, когда хочется поговорить о жанрах. По сути, это у нас тоже сказка, как и «Ворон и Эмили», и очень похожи эти две сказки по настроению. Но по смыслу эта совершенно другая. Больше аллегоричности в «Ледяной», что ли, больше подтекста (который, возможно, автор и не закладывал, но он есть). Не знаю, насколько в жанрах оправдан сюрреализм, по мне так до сюрреализма не дотянуло. Но иносказательность мощная.

По сюжету и подтекстам. Рассказ легко можно воспринимать «в лоб», как сказку с добрым концом.

Скрытый текст - Осторожно, пересказ сюжета, тут скучно, не лезьте сюда:
Скрытый текст - Уверены?:
Вот есть девочка-бродяжка, которая пришла из какого-то совершенно восхитительного места. Девочка скитается и наконец прибивается к цирку, с которым путешествует по огромному, безлюдному и холодному городу. Выступления опасные, потому что в городе живут не только люди-зрители, но и откровенно враждебные каменные звери, а еще в городе бродит страшный Ледяной Зверь, которого все боятся. В конце во время нападения на странствующий цирк девочку бросают, и она встречается с Ледяным Зверем, который на самом деле вовсе не такой страшный, и вот они вдвоем, подружившись, уходят из города навстречу прекрасным мирам…



Это я пересказала сюжет. Добрая же сказка вышла, правда? Но, на мой взгляд, за каждым из перечисленных эпизодов стоит иносказание, которое делает рассказ совсем не таким добрым. Да и концовка там не про добро и дружбу.

Вот странствия девочки с цирком в холодном исполинском городе. Этот город, хоть и представлен автором сюрреалистично, как что-то бесконечное, состоящее из дворов, домов и снега, но на самом деле он похож на многие из существующих европейских городов. Когда при переезде из одного города в другой можно даже не понять, что ты уже в другом месте, потеряться в однообразии этих городов, и особенно легко это сделать, если человек вечно уставший и вечно голодный, как девочка на побегушках в цирке. И холод там – он не про внешнее. Это внутренний холод, у ГГ мерзнет душа, потому что она чувствует себя там чужой.

Тут есть и провисший момент – с каменными зверями. Они появляются в сюжете только когда нужны, этакими роялями, а в промежутках все о них как будто забывают. В итоге символизм, связанный с ними, совершенно не читается. И было бы неплохо как-то поярче обозначить, почему зверей тянет именно к цирку. Люди-то остальные приходят на представление, совершенно наличием этих зверей не озаботившись. Они прочими людьми воспринимаются как цирковые…

Вот кстати о прочих людях. Безликая толпа. И в принципе они в рассказе все безликие и безымянные. Маски. А город до начала выступления цирка выглядит словно бы пустым и замерзшим. У меня это прочиталось так: Цирк – это единственное, что еще осталось в городе живого и чувствующего, способного на сострадание к девочке-бродяжке. Все остальные мертвы духовно. Возможно, поэтому и звери к цирку тянутся, там еще есть чем поживиться?..

Прекрасный мир из начала – мне кажется, это иносказательное описание детства. Хотя, конечно, ассоциация примитивная) Но там есть маркеры – передвижение на коньках, потому что это весело, другое восприятие дня и ночи, музыки.
А вот концовка… По мне, так это иносказательное описание смерти. Когда смертельно уставшего, измотанного, истощенного человека бросили одного посреди зимы, посреди враждебного города, смерть перестает быть такой уж страшной. Концовка очень сильная. Новые миры… в общем, вау.

К сожалению, не могу не придраться. Язык повествования очень провисает, не хватает гибкости, образности, силы. Как примеры
«Айли бредет уже много часов (или дней) по улицам, стиснутыми домами цвета старой бумаги» - либо «улицами», либо «стиснутым».
«Белая, выше человеческого роста» - описание не визуально. Она висит выше человеческого роста или такого размера? И арка описана, как что-то вроде японских тории, но посреди двора, а потом внезапно музыка из нее…
«Снег искрится в свете гигантской головы и исходящего от неё света»
Но это поправимо.

В общем. Мне понравилось. Рассказ силен подтекстами, образным рядом.
__________________
Я целую небо, а оно льет воду
Ответить с цитированием