Показать сообщение отдельно
  #6  
Старый 21.11.2022, 17:13
Аватар для Алекс Тойгер
Вагр
 
Регистрация: 30.09.2013
Сообщений: 3,398
Репутация: 384 [+/-]
Алекс Тойгер


6 место - Mahaut «Поглощение»
Скрытый текст - ...:
Всё очень вторично. Это главная и решающая проблема - не спасает бодрый сеттинг и кинематографичная подача.
По технике - грамотно, чистенько. Разве что, придерусь к темпоритму - читательские ощущения можно сравнить с попыткой пробежать стометровку на одном вздохе.
Это если абстрагироваться от вторичности и голливудской (в плохом смысле) кот-наплакал-идеи. Но абстрагироваться не получается, потому что сюжет - Стивен-кинг-Туман на минималках. С натянутым на глобус киношным посконно-лубочным сайфаем, в том смысле, что современный литературно-развлекательный дискурс предполагает именно такой чернушный ход событий - сколь далёк бы он ни был от реальности. Я сейчас не о бессмысленно-беспощадном фантдопе, фиг с ним, фантдоп имеет право быть каким угодно. Я о беспросветной социальной составляющей, которая констатирует, но не даёт ответов, не предлагает выхода. "Всё плохо" - и точка.
Увы, массовый потребитель палп-фикшна зачастую жаждет именно такого, и авторы идут по лёгкому пути. Это не хорошо и не плохо, это данность.
В сухом остатке.
Если очень постараться, то в сюжете можно наскрести на следующую мысль: "нужно оставаться человеком, несмотря ни на что". В общем, вот в эту сторону.
Сойдёт на "полистать в метро".


5 место - Мардёлль «Тепло или светло?»
Скрытый текст - ...:
Анимешная закваска у текста. Дело не только в привкусе "Альянса серокрылых", но и в целом - в избитых сюжетных ходах, которые выстроены на пубертатных страстях, дуализме тёмного-светлого и... собственно всё.
Такие сеттинги обычно вытягивает визуал (аниме, голливуд и т.п.). В литературе сложнее, в литературе в таких случаях требуется крупная форма, кропотливое выстраивание мира и глубокая проработка героев - сейчас всего этого нет, текст схематичен, персонажи шаблонны.
Для пояснения событийных роялей и озвучивания внутренних морально-этических кульбитов автору приходится вываливать кучу диалогов, темпоритм рушится, нет динамики, нет погружения и атмосферы.
В итоге рабочая, хоть и избитая, идея не раскрывается как должно, остаётся на стадии морализаторства.
Текст бьёт в нетребовательную ца, которая знакома уже с подобными сеттингами (~ГП, Сумерки - много их) и достраивает недостающее.
Идея и мораль безусловно просматриваются, но потенциально могло быть гораздо лучше.


4 место - Екатерина Жорж «Одна история из жизни Карне, короля хийси. Этика.»
Скрытый текст - ...:
Первая проблема текста - он о серийном мире, про который написано несколько рассказов, соответственно в данном конкретном тексте многое остаётся за рамками. Да, автор как-то ввёл в курс, перечислив ключевые эпизоды из прошлого. Но без мотивов героев эпизоды эти (кровавые и не только) остаются проявлениями бессмысленной силы, у которой отсутствует интеллект. Такое вот первое ощущение, при том, что интеллект безусловно есть, и возможно превосходящий человеческий.
Из этого проистекает другая проблема. Коль скоро антагонисты-трикстеры (не суть как назвать) не раскрыты достаточно глубоко (а они не раскрыты - упоминание Гёте и особенного языка - не в счёт), то в качестве глобальной идеи видится только такая:
лишь некая внешняя превосходящая сила способна хотя бы временно исправить человеческую природу (вразумить, перемирить и т.п. - нужное дописать). Идея так себе, она избитая, она лечит только симптомы, я бы даже сказал она паллиативная. Но кроме этой идеи в тексте и нет ничего. Ах, да, фон. С фоном полный порядок, техника исполнения на высоте, словно аниме посмотрел. Разве что, вот тут спотыкуче:

"в Старом Мире не видели ни один миллион лет"
"много миллионов" ?

"Ноги привычно ступали на поросшую красноватым, с бомбошками, мхом, тропинку"
просится "ступали _по_"

"— Да ладно, — пробасил Рябов. — Может, ну его? Поучили слегка и норм."
В этом эпизоде - не верю. Слишком много разговоров, при этом разговоров высокохудожественных. В реальной драке, ммм, несколько иная длительность, частота и логическое наполнение (точнее отсутствие оного) вылетающих фраз.

В целом, безусловно достойный финала текст, который более гармонично смотрелся бы в рамках романа совместно с другими историями цикла.


3 место - Дождь «Туманный край»
Скрытый текст - ...:
Задумчиво-философское повествование с печальной нотой. И задумчивость и философия и печаль - всё это полутонами, но на мой вкус чересчур старательно, и от старательности этой, от нагромождения полутонов, получается наоборот излишне громоздко и непроломно. В итоге весь текст вязкий, смыслы отдельных фраз неоправданно путаные. Например:
"Вот опять их Ветер, небольшой конёк, чёрный, в белых яблоках, заскользил по грязи, и задребезжала посуда в телеге."
Не сразу понятно, что Ветер - это конь, информация о котором вводится тут впервые по тексту, и дальше эта информация ни разу не используется. При том, что настоящий ветер в этот момент вполне может дуть. В общем - спотыкучая фраза, и такого много в тексте.
В остальном же - грамотное раскрытие мира и выстраивание кульбитов - исподволь, через обрывки разговоров, через видения-сны. Постепенно общая картина складывается, герои приобретают глубину. Это первое ощущение от текста.
Второе - фантдоп, который в данном случае претендует на нечто большее, нежели просто фэнтези. Я про нереальность мотивов-побуждений героев. Все всех спасают, заботятся, переживают - запростотак. Не бывает такого не только в реальности, но и большинстве выдуманных миров. Тут отсутствуют антагонисты, вместо них - "обстоятельства непреодолимой силы", которые, возможно, не такие уж непреодолимые и не такие уж "обстоятельства".
Любой фантдоп зачем-то нужен. Насколько я понимаю, здесь он такой, какой есть, для того, чтобы показать трансцендентальную взаимосвязь всего и вся. Иногда простую и понятную, а иной раз недоступную осмыслению, но, тем не менее, существующую и дополняющую общую гармонию мира. Не только мира рассказа.
Достойная сверхзадача и приемлемая реализация для текста в 25 т.з.


2 место - Граф Уэстморленд «Озаритель»
Скрытый текст - ...:

Берём некий глобальный мировой ресурс (материальный или не очень - не суть важно; в данном тексте - комбо) и в качестве фантдопа заводим фокального персонажа, который этот самый ресурс может производить. Смотрим на социальные эффекты. Изучаем. Проецируем на реальность. Профит.
Навскидку вспоминается Пелевинская Пёстрая корова, дававшая нефть (хоть она там и не фокальная), и много ещё всего. В общем, не самая свежая идея, но для неискушённого читателя текст будет вполне себе откровением. Опять же, параллели с реальностью.

Ещё мне показался любопытным реверанс про отказ от неких внутренних человеческих способностей и делегирование их внешним природным силам. В духе "нон лицед бови", ну или "Кесарю кесарево". Обычно авторы идут в противоположном направлении, по пути отказа от техники и аккумулирования всяческих сил внутри индивидуума. А здесь прямо "да здравствует наука". Свежо, но не особо раскрыто.

По технике исполнения сложно придраться. Стилизация имеет место, но без фанатизма - читать не мешает. Герой раскрыт в меру доступного объёма, хотя и несколько статичен (каким был вначале, таким по большому счёту и остался, несмотря на внешние события - мало внутренней идейно-мировоззренческой трансформации).
Темпоритм гармоничный - есть накачка напряжения, есть динамика, есть и замедления - перевести дух и подумать.
Текст вполне на уровне малотиражной публикации.


1 место - belkin «Светлячок»
Скрытый текст - ...:
За кажущейся простотой и небрежностью скрывается чётко продуманный, выстреливающий сюжет.

Но сперва о небрежности. Местами это просто блохи, которым нет оправдания:
"выше 3,5 метров"
"по 31 копейке"
"построено в 1950 году"
(и дальше периодически такое)
Числа - словами!

Герои.
Шаблонные, но в данном сеттинге это именно то, что нужно.
Героев много, они типичные представители своих эпох, они узнаваемы - если не напрямую, поскольку не являются читательскими современниками, то из окололитературного фольклора.

Сюжет.
Именно тут кажущаяся простота и даже примитивность в итоге порождает гармонию. Автор минимальными средствами затрагивает огромный пласт истории, протаскивает читателя через несколько поколений - всё это штрихами, но с глубиной, с атмосферой.
Опять же, фантдоп, который то ли есть, то ли нет.

Триггер с макгаффином, символизм, аллюзии-отсылки.
Кроме очевидных и даже банальных параллелей в финале тут есть второй слой с мифологической подоплекой - свет-тьма и всё вот это вот. В отличие от текстов, вываливающих на читательскую голову авраамические и прочие мифологии открытым текстом, тут всё исподволь, но от этого не менее эффективно.

Идея, финал.
Повторюсь, сюжет достаточно простой, и в финале от этого никуда не деться. На мой вкус имело смысл не сводить всё к однозначным выводам, а тут они именно однозначные, без альтернативной точки зрения.
Из плюсов - нет морализаторства и разжёвывания смыслов. Показывать (а не рассказывать) - здесь всё именно так, по существу.
С финальной мыслью можно соглашаться, можно спорить - суть не в читательской позиции, а в том, что автору удалось без агитки, без литературной чернухи, бешеного темпоритма, экспериментальной стилистики и прочих крайних мер раскачать читателя, вывести на опосредованный диалог. Это дорогого стоит.
__________________
Телеграм-канал Креатива: https://t.me/litkreativ
Телеграм-чат Креатива: https://t.me/litkreativ_chat
Ответить с цитированием