Показать сообщение отдельно
  #14  
Старый 21.11.2022, 18:09
Аватар для Алекс Тойгер
Вагр
 
Регистрация: 30.09.2013
Сообщений: 3,391
Репутация: 384 [+/-]
отзыв Александра Гусева (ar_gus)



Поглощение


Скрытый текст - ...:

Локальный апокалиптец, пришедший со Средиземного моря, накрыл…
Ой, нет это не из этого произведения. Но всё-таки…
«Всё пожрала тьма, напугавшая всё живое в Ершалаиме и его окрестностях»
Накрыл он, значит, город… ну хорошо, часть города – и настал частный постапокалиптец. Местного, так сказать, разлива.



При прочтении регулярно складывалось ощущение, что я имею дело с новеллизацией компьютерной игры в режиме «легко» со слегка сбоящей при попытке игрока действовать не по шаблону логикой. Разумеется, такое утверждение требует доказательств. Что ж, давайте смотреть.
Вот в завязке сюжета (отметим себе, кстати: герой «имел дело с оружием») герой, просидевший (в оцепенении?) три дня, внезапно решает: больше ждать нельзя! Срывается с места под аккомпанемент выстрелов, мчится к соседу… и десять минут (!) возится с замком. Замок на калитке, ящик инструментов… десять минут?! Герой что, навыки взлома прокачивал вместо того, чтобы сбить нафиг замок или перелезть через калитку?
Вот на дороге раненая женщина. Понятно, что нужно в город ко врачу, но… это же взрослый мужик. Его что, простейшим навыкам оказания первой помощи не обучали типа простейшей перевязки? Место ранения, характер ранения… может, ей вообще двигаться нельзя и нужно наоборот помощь прислать? Но нет, она, видимо, «по скрипту» аптечку не брала – а нужна была как ключик к городу.
Множественные, бесконечные мелкие и крупные «почему?» возникали постоянно. Капитан-мародёр, «по доброте душевной» оставивший героя в живых и даже не вырубивший его ударом по затылку в гараже. Эмоции от смерти любимых родителей, выраженные лишь «тик-та…» и «…позже, когда немного отошёл и начал соображать». Что, кстати, заметно лучше, чем пытаться передать письменно мысли и ощущения. Герой, по воле автора «на автомате» идущий в направлении максимальной опасности – только чтобы полюбоваться метаморфозами «медузы»?
Тут можно было, на мой взгляд, оставить крючочек на финал, чтобы и тот не выглядел роялем а-ля несчастная девушка. Описать некоторое изменение самочувствия или восприятия героя. Это, конечно, не исправит «один из главных вопросов»: «Это излучение заразное?» (да ну, вы серьёзно? Взрослый, нормальный мужик спрашивает про «заразное излучение»?!). Однако некоторые моменты в последующей части позволит списать на начавшееся поглощение. Это помогло бы хоть отчасти избежать следующих неясностей:
- что за дикая сцена с застрявшими в лифте? Внезапно вспомнил про необходимость спасать детей, до того полдня прошарахавшись тупо по городу? Не найти трёх минут, чтобы, раздвинув слегка дверцы, просунуть туда рукоять молотка со словами «Дальше сами!»… Понятно, кстати, почему дети никак не комментируют при этом крики явно знакомых им людей и действия героя: НПС не положено подавать внесюжетные реплики;
- какого рожна герой на аэродроме ввязывается в авантюру с захватом вертолёта вместо того, чтобы а) ненавязчиво поинтересоваться у капитана, где его машина; б) убедить того, что с машиной шансов намного больше и, по-тихому проскользнув в ангар, хотя бы проверить наличие и состояние транспорта;
- почему, вопреки всякой логике (помня про некоторое количество людей в храме и что на аэродроме «много военных грузовиков, автобусов и разного другого транспорта для перевозки личного состава» герой уезжает на своей машине. А ведь мог бы спокойно вывезти всех – но уже тут можно было бы потихоньку начать его изменять;
- зачем понадобилось тащить младенца в церковь, где он точно также обречён, как вблизи аэродрома, при логике «Маленький ребенок в дороге был обузой» - но при этом тащить с собой двоих чуть постарше. Для успокоения собственной совести? Не похоже… Тут, думаю, можно было бы поиграться с внутренней борьбой героя, то самое взаимодействие света с внутренней тьмой, когда на контрасте последняя проявляется резче.



А автоматы герой что, Сидоровичу на продажу потащит? Он бы ещё консервных банок насобирал… Зачем иначе ему всё оружие с аэродрома, он же не прорыв сквозь ограждение планирует. Не слишком понятно, для чего герою и в финале позарез потребовалось всё оружие: он же уснуть собирается, а не воевать.



И вот если все эти пунктики читателю подсветить заранее, обозначив неоднозначность решений, которую сам герой как минимум поначалу осознаёт… Тогда фантдоп-озарение его сыграет как надо, сведя все, казалось бы, оборванные ниточки воедино.



Сейчас же мне представляется, что потенциально любопытное допущение, положенное в основу «арки характера» главного героя, не реализовано в полной мере. Действия последнего реально выглядят то ли как как игра, то ли как пародия на «выживалки».
Попробуйте через некоторое время вернуться к рассказу и посмотреть на него через читательскую (не авторскую!) призму. Да вот хоть через мою…
Тем не менее, это вполне интересный опыт. Спасибо, автор!

__________________
Телеграм-канал Креатива: https://t.me/litkreativ
Телеграм-чат Креатива: https://t.me/litkreativ_chat
Ответить с цитированием