Тема: ФИНАЛ К-32
Показать сообщение отдельно
  #16  
Старый 07.07.2023, 19:01
Аватар для Алекс Тойгер
Вагр
 
Регистрация: 30.09.2013
Сообщений: 3,391
Репутация: 384 [+/-]
Евгений Шиков
https://vk.com/eshikov
Писатель-фантаст, конкурсант со стажем. Победитель конкурсов "Фантлаб", "Квазар", финалист "ЧД", "Колфан", "Грелки"

1. ПЕЧАЛЬ ПАЛАХИСТА
2. СОБАЧИЙ БОГ
3. ИСКУСТВО ПУСТОТЫ
4. В СВОЁ ВРЕМЯ
5. СЕДЬМАЯ ГАРМОНИЯ
6. НЕЖИЗНЬ ВАЖНА

НЕЖИЗНЬ ВАЖНА

Зомби не полностью стал зомби, а сохранил немного воли и теперь помогает девочке. Нет, это не мой рассказ "Я зомби жру мозги", который вы читали в моей группе. И это не "Тепло наших тел".

Автор сначала неплохо так "контролит" читателя повествованием в реальном времени. Я в своё время сделал это "под Макарти", без местоимений. В "Тепло наших тел" была "думерская романтика". Здесь же - ничего кроме механического повествования. Я ждал - что же автор нам припас на финал, что за угощение нас ждёт... Но ближе к финалу автор кааак начал рвать повествование, как начал прыгать по таймингу, как посыпались из кустов рояли... И что хуже - это всё превращается в очень настырное "социентари".

Наверное, это тот случай, когда лучше бы оторвать у рассказа последнюю треть и выбросить. Вне контекста посыла, я начал читать выживалку и мне было интересно. Выживалка заканчивается или смертью, или спасением. А когда после спасения нас ждёт мучительно долгое "социентари", это скучно-скучно-скучно.

Из мелких придирок - как он может ощущать усиливающуюся вонь, если гниёт, в том числе, и его нос и его лёгкие?

СОБАЧИЙ БОГ

У женщины родился песиголовый сын. Она показывает подросшего уже сына за деньги купцам где-то в глубинке параллельной до-(или вмест-?)революционной России, а потом на эти деньги мрачно бухает.

Ну-у-у... наверное, это метафора бесполезности материнского капитала в рамках формирования здорового общества? Или нет? Не важно. Думерский декаданс "сыны-корзины" передан хорошо, за это спасибо.

Финальный сон похож на дореволюционную "народовольческую" классику . "Ванька" Чехова, "У Христа на ёлке" Достоевского, "Филлипок" Толстого. Псевдонаивный нарратив в финале этой истории смотрится фальшиво. Здесь бы пошёл уклон в соцреализм, как у того же Джека Лондона. Эдакое "оставайся-ка ты мамка сама со своим вином и кобелями, а я пойду в пограничники и буду лаять на проклятых османов, мне и медалю дадут!"

Несмотря на всё это - рассказ понравился. Искренность писательскую ощущал я при чтении. Как будто поговорил за бутылкой шнапса со студентом - и он с ходу жизнь свою рассказал и душу на липкий стол вывернул. В финале сбился на пьяную обиду, половину слов я не разобрал, но по-человечески стало жалко и его, и мамку, и всё общество. А значит - рассказ получился, я так вот сужу.

ИСКУСТВО ПУСТОТЫ

Постмодернизм. Здесь у нас взяли "Буратино" и перевернули в сюрреалистическую философскую притчу про жизнь-смерть. Папа Карло умер, Буратино уничтожает его наследие, его представления о добре и зле, чтобы освобождённые от гнёта старой морали куклы смогли построить новый мир, новую мораль и обрести волю.

На словах всё выглядит хорошо, но на деле автор пошёл самой протоптанной дорожкой - комиксными схватками Буратино с всеми персонажами сказки по очереди. Имена он зачем-то решил укоротить. Па, Бу, Тарти, Дури, Кара Бара и так далее. Есть удачные находки и смешные предложения. Есть неудачные. Иногда всё ламповое и отсылает к тому времени, когда писалась сказка, иногда врывается современность с телевизором и ЛГБТ, отчего ощущение атмосферы постоянно скачет и сбоит, будто кто-то бьёт кулаком по старому чёрно-белому телевизору, пока ты пытаешься смотреть мультики.

В общем - автор будто бы игрался мускулами, показывал, как он умеет перекраивать всем знакомые сюжеты и наполнять их современным нарративом и философскими высказываниями. Но после прочтения остаётся... ну да - та самая пустота. Ни похвалить особенно не за что, ни поругать.

В общем - я бы с бОльшим удовольствием читанул бы от этого автора что-то честное и истинное, написанное им самим для себя самого, а не вот эту пережёванную мешанину из чужих образов.

СЕДЬМАЯ ГАРМОНИЯ

Есть супер-крутой музыкант, который "отошёл от дел" и никого не учит музыке. А есть робкая и мега-талантливая супер-ученица, которую некому учить. И вот к супер-музыканту присылают гонца, который уговаривает его "хотя бы подумать над предложением".

На этом рассказе я понял, что на конкурсе была тема, хе-хе. Эта тема - "равновесие".

В общем, те, кто знакомы с такими сюжетами - всё уже и так поняли. У крутого музыканта - душевная травма. Он потерял любовь всей жизни. Ученица, конечно, влюбляется в учителя. Начальство, конечно, коррумпировано и во второй половине рассказа мир превращается в антиутопию с очень прямолинейным нарративом. Проще говоря - злые власти начинают убивать всех подряд потому, что они очень злые. Что-то вроде "Ты продаёшь кривые огурцы, а по инструкции они должны быть прямыми, ннна тебе репрессии, и всей твоей семье тоже нна!" Кто получает от этого выгоду - непонятно. Ощущение, что государство просто стреляет себе в ногу из какого-то жгучего фанатизма к мрачным антиутопиям.

Музыка здесь "сорт оф мэджик". Как всё это действует - я не поняль. Вроде как есть какое-то количество симфоний и герой перебирает их одну за одной (почему бы сразу не попробовать все?). Сначала они не действуют, но в финале, цитирую, "он услышал свою музыку как бы со стороны и понял. Это и была седьмая гармония. Гармония невосполнимой потери."

Музыка разливается по тоталитарному обществу и "топоры стихают". Значит ли это, что все злодеи умерли, или растрогались и не будут больше кошмарить производителей кривых огурцов? Я не знаю.

Написано избыточно, автор стремится на каждом предложении развесить какие-то дополнительные детали, красивости и подробности, которые должны вроде как "погрузить в атмосферу", но вместо этого мир рассказа в моей голове рассыпался на какие-то отдельные, не связанные друг с другом локации. Максофраевщина, в общем. Случаются фразы вроде "Играй драную гармонию летнего утра, чтоб его черви съели" и другие неудачные попытки аутентичного "говорка". Очень много флешбеков, слишком частые разрывы, слишком много второстепенных персонажей при явном недостатке раскрытия основных героев. Больше всего не повезло "талантливой ученице", даже в порно бывало, что характер таких типажей лучше прописан. Она ещё и максимально пассивна, всю дорогу её то учат, то перевозят из одного места в другое, то заключают под стражу, то пробуждают в ней силы... Сама она не делает ничего кроме попытки соблазнения учителя.

В общем - фансервисный ромфант. Я думаю - вполне уровневый. Но вот вообще мимо меня. В моём фансервисе ученица была бы цундерой и всё было бы наполнено юморными ситуациями, падениями и фейерверками. В общем - увы, мимо.

В СВОЁ ВРЕМЯ

Магфентези в псевдославянском сеттинге. С одной стороны - хорошо, что не очередной клон "Ведьмака". С другой стороны, хочется воскликнуть голосом мужика с того видео, где он зашёл в салон сотовой связи, поскользнулся, грохнулся на пол и, вскочив, заорал ШО ЭТО У ВАС ТУТ ПРОИСХОДИТ, А?!

Я запутался во всех этих магических хитросплетениях. А я ведь люблю такое, автор! Шутка ли - я подростком "Колесо Времени" раза три прочитал! Ну, правильнее будет сказать "не дочитал", но 11 томов первых осилил. И там мне как раз БЕЗУМНО нравились все эти "плетения магического узора" и передача ощущения творцов заклинаний. Мммм, прямо щербет!

А здесь мне было СКУЧНО читать про заклинания, перстни и прочие хитросплетения. Будто бы сантехник объясняет тебе, как он сифон почистил. "Раньше бы вывернули, да об угол сортира выбили, потом ниткой, сталбыть перетянули да насадили обратно, а теперича я обыкновенно жижу одну заливаю, да жижи не было, и я, сталбыть, сначала кипяточком ополоснул и достал княжий ключ разводной, в котором блестит всё, отражается..."

Из-за того, что про магию было скучно читать - финальный "уотэтоповорот" не сработал. Автор постоянно доставал из рукава новые события, законы, персонажей, артефакты и прочее... Я запутался, и финал не произвёл на меня никакого впечатление. Автор, как неопытный фокусник - попросил меня запомнить слишком много карт, а потом показал "ту самую", а я такой "А? Эта моя? Или не моя? Я уже не помню, что я там в начале загадал-то..."

Ну и со старославянским перебор всё-таки. Фраза "Псица моя пустое место зрит" вызывает, скорее, улыбку.

По ходу - автору тесно было в рамках рассказа и слишком много он сюда попытался запихнуть...

ПЕЧАЛЬ ПАЛАХИСТА

Ох, и не люблю я эти всякие испанские сеттинги с их доньями, Хуанами Алебардо де Санчасами Мариями...

Но ладно. Здесь это бесило только поначалу.

Сюжет такой: идёт судебное слушание. Судят паладина, который во время изгнания демона зарубил спасённого пацана. Потом выходит защитник - и начинается серия флешбеков, оформленных крайне замысловатыми подзаголовками. Что-то вроде юридического детектива. Всё не то, чем кажется, вокруг - сплошь ненадёжные рассказчики. По итогам у всех своя правда, которая в итоге ни куда не приводит.

Главный герой - главная загадка. Его образ у меня в голове менялся несколько раз. Ладно там злой он или добрый. Крутой он или, скорее, хитрый? Трикстер или антигерой? Вот это вообще гуляло по тексту туда-сюда.

Отмечу общую геймифицированность сюжета. Герой будто проходит квест, в каждой сцене находит лазейку к следующему источнику. Читать расследование было интересно. Понравились характеристики, позабавили подзаголовки.

Разгадка... ну такое. Ладно ещё "уотэтоповороты", они здесь стерильные. Но вот добавлять в финал ШОКИРУЮЩИЙ ЭКШОН, и при этом тут же уносить камеру куда подальше, чтобы не дай бог не пришлось описывать поножовщину - это прям плохо. Экшена рассказу ОЧЕНЬ не хватает. Я отказываюсь читать про всю эту "испанскую каналью" и мушкетёрщину-конкистадорщину без битвы на острых железяках! А здесь каждый раз, когда кто-то дерётся, автор или камеру уводит или флешбеком даёт или вообще протоколом допроса. Обидно.

Ещё отмечу то, что автор (особенно поначалу) с большим трудом справляется со сравнениями. Ну вроде "Шириной плеч Чаус мог поспорить со скамьей, на которой сидел". Тут проблема такая - у скамьи есть ширина, длина и высота. Автор употребляет "ширина плеч" и читатель тут же сравнивает с "шириной скамьи". Но блин, даже у меня плечи пошире лавки-то будут! Автор имел в виду "Размах плеч Чауса был чуть короче скамьи, на которой он сидел", что-то в таком роде. И вот таких "сбоев" поначалу прям много-много было.

И не хватало реакций публики. Зал начинает шуметь ближе к финалу. А хотелось бы постоянное фоновое присутствие, если я понятно сейчас объясняю.

Несмотря на это В ЦЕЛОМ - понравилось. Хотя я не люблю всю эту "каналью", как я уже говорил.

На этом - всё. Всем спасибо за рассказы, топ отправлю оргу!
__________________
Телеграм-канал Креатива: https://t.me/litkreativ
Телеграм-чат Креатива: https://t.me/litkreativ_chat
Ответить с цитированием