Показать сообщение отдельно
  #7  
Старый 09.11.2023, 20:30
Аватар для Алекс Тойгер
Алекс Тойгер Алекс Тойгер вне форума
Вагр
 
Регистрация: 30.09.2013
Сообщений: 3,398
Алекс Тойгер Алекс Тойгер Алекс Тойгер Алекс Тойгер
Phosphophyllite

Номинация Лучший рассказ
1 место: Мир «О, сколько тех миров»
Мой фаворит из прочитанного. Сложно даже выделить что-то из того, что понравилось; здесь хорошо все - и язык со слогом, и сюжет, и о-о-очень тонкая и красивая связь с заявленной темой конкурса. Рассказ вызывал ассоциации с лучшими сериями "Любовь, смерть и роботы": за очень маленький промежуток времени мы переживаем красивую и глубокую историю, остающуюся у нас в сердце если не навсегда, то уж точно на долгое время.
2 место: Анастасия Плесканёва «Сон гипсовых статуй» (снят с конкурса)
Наверное, в топе этот рассказ у меня, во многом, по чисто субъективным соображениям. Очень уж близка и раскрываемая тема, и персонажи (которые, кстати, чем-то даже напомнили мне героев собственной истории). Язык, которым написан рассказ, мне показался чистым и легким. Вместе с тем, автор использует красивые и емкие образы, сразу же превращающиеся в голове в "картинку". Работа хороша и по содержимому и по изложению; спасибо за пробуждение ото сна!
3 место: Дарья Бойко «Повзрослела»
Очень реалистичный (что иронично, учитывая фантастическую тему конкурса) рассказ. В комментариях уже писали про психологию... Ее здесь не особо много, но поднятая тема раскрывается хорошо и даже эмоционально. От работы остается какое-то горьковатое послевкусие. А это означает то, что она очень хороша и бьет в цель.
4 место: Кирама «Чистый холст»
Очень красивое произведение с крайне необычной задумкой. Описание "рисования" и самой получившейся "картины" замечательно, как и очертания того причудливого мира, дверцу в который приотворил нам автор. Однозначно в топ.
5 место: сказочный д «Неудачник»
Автор выбрал для рассказа очень уж маленькую форму. Но выбранной истории она подходит наилучшим образом, ровно как и стиль написания. В некоторых местах показалось, будто бы через текст слишком явно просвечивают чувства самого автора, чего быть, на мой взгляд не должно... Но в конце концов, кажется, это тоже часть замысла - описываемый Бог-неудачник сам переполнен эмоциями и прочими "несовершенствами". Финал очень уж стремителен, но сильный. Работа сумела зацепить.
6 место: Astra «Солнечный удар»
Некоторые моменты рассказа мне остались непонятны (а то и вовсе показались ненужными)... И все же написан он хорошо и интересно. Концепт "мятежа машин... во имя людей" очень позабавил и искренне удивил - такого раньше не припомню.
7 место: Ася Красовская «Отпуск»
Просто понравилось и все. Очень ламповая и даже простая история, написанная хорошим языком. Своей атмосферой сильно выделяется среди прочих работ конкурса - этим, наверное, и подкупила.
8 место: байбай «ВЕЛИКИЙ ВОРОН»
Глубоко убежден в том, что в попытках сделать текст атмосфернее автор перегнул палку и сделал его слишком тяжелым... Иногда во всей этой красоте я уже сбивался с мысли; да и сам сюжет не сказать чтобы особо зацепил. И все же, эту работу я оценил очень высоко, ибо написана она действительно стильно, атмосферно и детально. Ловкость автора в обращении со всевозможными описаниями поражает. Суммируя: не мое, но очень добротное и качественное.
9 место: koreetz «Цветущий сад»
Интересное обращение к заданной теме конкурса... Написано довольно просто, но красиво. Сюжет очень мрачный и интригующий... вместе с тем, от концовки ожидалось нечто более тонкое, что ли. Слишком уж "в лоб" эта девушка-яблоня отомстила главному герою.
10 место: Waterhouze (Ю.) «Собачий марш»
Мне очень симпотична избранная автором форма повествования "через письма" - через нее можно очень ловко изобразить многие сюжетные ходы; даже сама форма повествования становится его частью.

Номинация Лучший критик
Юлия Птичкина
Эта девушка, на мой взгляд, давала одни из самых развернутых комментариев почти ко всем рассказам конкурса. По делу, и, вместе с тем, никогда не уходя в снобизм.


Acta_The_Greate

Номинация Лучший рассказ
1 место: J.Danforth «Страж человеков»
Классический красивый нетривиальный рассказ. Мне он очень сильно отозвался.
2 место: Egoist «Как ты мог, Адам!»
Крутой рассказ. Мне очень понравилась идея того, что Адам и Ева как раз росли личностно именно потому, что сталкивались с трудностями жизни. Это супер идея.
3 место: Эцнаб «Космический корабль "Демиург"»
Вот не знаю, почему, но текст сам по себе зацепил очень сильно. Да, идея не слишком нова, но... Автор писал классно, открыто, материал легко подаётся и читается. Профессиональный настоящий рассказ. Да и неравнодушна я к писателям в главных ролях)
4 место: martin_eden «Жил-был художник...»
Очень красивая история. Отозвалось в сердце.
5 место: Кор Кароли «К сожалению, все сбылось»
Очень необычный текст. Он меня поразил. Было до последнего интересно читать этот рассказ.
6 место: Vladislav Makarenko «Выжившие»
Что-то в этом тексте явно есть. Напомнило LOST =) Классно подана идея выживания и построения миров.
7 место: Анастасия (Анастасия Лазарева) «Боги этого мира»
Понравилась история программистов, создавших нечто очень даже имевшее бы быть место в этом мире, но, как говорится, что-то пошло не по плану.
8 место: Мир «О, сколько тех миров»
Очень красивое произведение. Достойно быть в топе-10!
9 место: VinS «Наконец ты вернулся»
Добротный рассказ, действительно по характеру повествование похоже на Стивена Кинга. Это прекрасно...
10 место: Ася Красовская «Отпуск»
Зацепило своей отчасти наивностью... Отчасти свежестью... Идеи классные преподносятся в тексте, вроде гейзеров (косяк с гравитацией при создании мира) и тд. Автор попробовал создать нечто новое, и это видно.

Номинация Лучший критик
ЮК
Мне нравится прямолинейность этого критика. Пишет искренне, честно, по-факту. Нравится манера и подача информации и своего мнения.


J.Danforth

Номинация Лучший рассказ
1 место: Waterhouze (Ю.) «Собачий марш»
Есть пара не совсем понятных моментов:
1. Граф вроде бы стоит повыше барона на лестнице титулов - по какой же причине последний шлет ему запросы на пожертвования (пусть и добровольные), да еще и собирает с него подати? Более того, граф, пусть и будучи уже изрядно не в себе, именно к нему обращается за разрешением "снежного вопроса". Может быть там, конечно, какая-то должность у барона особенная, или просто в мире произведения "табель о рангах" другой, но в глаза бросается.
2. В строках о вязке граф упоминает "родословную на трех листах". Судя по тому, что бедствие с пшеничным грибом и вымиранием скота произошло около 15 лет назад, носитель родословной приобрел свой печальный статус примерно в то время. Вряд ли до этого кто-то особенно стремился составлять родословные людей из низов, так что не совсем понятно, откуда взяться "трем листам" за полтора десятка лет. Граф, конечно, персонаж неприятный, мог и приврать, но какая-то уж слишком глупая и очевидная ложь выходит.

Идея с чем-то вроде спорыньи в виде причины глобального кризиса очень неплоха - небанальна и вместе с тем исторична. Сама тема с низведением части людей до уровня животных не то чтобы очень нова, но по-прежнему может вызвать сильные эмоции. Обычный в таких случаях прием не сообщать о положении дел напрямую и с первых строк, ограничиваясь до определенного момента намеками, исполнен здесь замечательно - мрачные догадки начинают оформляться ближе к середине произведения, заставляя по-новому взглянуть на прежде пропущенные намеки.
Работа с персонажем тоже очень хороша, причем сразу в двух плоскостях. Во-первых, граф очень плавно, но при этом без затягивания, раскрывает свой характер - хорошо выписанный и, надо сказать, премерзкий. Во-вторых, неплохо переданы изменения в ментальном состоянии персонажа. Возможно, они происходят несколько чересчур резко, но это легко можно списать на масштабность происходящих в рассказе событий.
В письмах с обсуждением труда о возрасте мира в 20 лет и скором Пришествии, по-настоящему значимым выступает лишь второй его аспект - 20 лет выглядят доброшенными просто ради точного соответствия рассказа теме конкурса. Это не портит текст, все вписано органично, но деталь эта по своей значимости приближается к описанию трапезы героя, в то же время соседствуя с важным сюжетообразующим моментом. Короче, если бы рассказ не был скован условиями конкурса, пассажи про возраст мира можно было бы спокойно выбросить за ненадобностью.
О грамотности и гладкости слога говорить считаю излишним - все очень хорошо.
2 место: неизвестный сочинитель «Пластилиновый город»
Мрачный, проникнутый блестяще прописанной атмосферой искажения, рассказ.
Вводная часть несколькими яркими штрихами неплохо раскрывает героя, его историю, характер и текущее мироощущение, органично подводя к последующим событиям. Выбранный способ переноса между мирами может и не поражает воображение, но не хуже прочих, тем более что главное начинается после него - пластилиновый мир получился замечательным. Автору удалось очень хорошо передать губительное искажение выдуманной пряничной реальности. Для небольшого текста здесь более чем достаточно подробностей, расцвечивающих ее новое ужасное состояние: тут тебе и описание опустевшего города, и опасные монстры с безумными рейдерами, и упоминания напрямую не описанных в тексте событий и персонажей, создающие ощущение глубины и проработанности мира. Но жемчужина, конечно, Маленький Рыцарь. Удивительно, как удалось за такой короткий текст настолько хорошо передать глубоко нездоровые перемены, постигшие этого, казалось бы, простейшего и одномерного, в прошлом, персонажа. Что до, собственно, сюжетной части, то за приключениями героев по-настоящему интересно наблюдать, и в какой-то момент даже становится жаль, что формат текста ограничен рассказом.
Финал чуть было не разочаровал клишированным "Это все был сон", но исчезнувшая гостья изящно спасла положение, добавив приятную неоднозначность трактовки.
Написан текст легко и гладко, про ошибки и говорить не приходится, если и было что-то, то в исчезающе малом количестве.
3 место: VinS «Наконец ты вернулся»
Рассказ заставил вспомнить Лавкрафта - очень уж прогулки незримым наблюдателем по удивительному и странному городу похожи на приключения иных сноходцев. Темное божество, опять же, как положено - титаническое и непонятно откуда появившееся, разве что тут явно и вполне осознанно злобное. С антагонистом в рассказе вообще очень хорошо: сохранившаяся неясность относительно первопричины появления Зверя и Города - то ли они появились потому, что Писатель их выдумал, то ли Писатель выдумал, потому что уже были, придает чудовищу глубины. Львиная доля очарования рассказа именно в описании Города, на этом фоне бытовые события изрядно блекнут, даже удивительные, навроде омоложения героя, или зловещие, связанные со смертями отправившихся на постройку храма людей. Может быть даже стоило заменить несчастные случаи чем-то более фантастическим, чтобы не создавать такого сильного контраста между злобной темной сущностью пугающих масштабов и способом, которым она влияет на реальный мир, но Писателю, впрочем, и этого хватает с избытком. План с разрушением заранее созданной плотины простенький, но выглядит рабочим, куда лучше внезапного появления машины судного дня, с которой мог бы справиться один человек. Открытый финал с неизвестностью относительно того, сохранилась ли отправленная копия текста тоже в плюс, хотя общая атмосфера скорее тянет на счастливое завершение.
Язык неплохой, текст вычитан, на какие-то мелкие недочеты можно не обращать внимания.
4 место: Sitta europaea «В середине было слово»
Это хороший и бодрый рассказ, который я бы совершенно не удивился встретить в каком-нибудь НФ-журнале. Как-то все на своем месте, при этом написано живо и грамотно. На общем "положительном" фоне выделил бы прежде всего работу с персонажами. Не то чтобы у них как-то невероятно раскрывается характер (хотя на уровне формата текста - вполне себе) или они как-то особенно достоверно меняются в ходе своих коротких приключений, но сами по себе - просто отличны. Я давненько не встречал такой хорошей работы с образами - никаких тебе стандартных инсектоидов, классических серых человечков или невообразимо-неизвестных сущностей из пятого измерения в виде говорящего шара из желтоватой слизи. Вот они все - самые обычные, и вместе с тем хорошо подобранные. Пусть орк изрядно напоминает вархаммеровского мека, а гуманоидная волчица и вовсе персонажа любого из современных мультфильмов с подобными зверюшками - в общей палитре они смотрятся хорошо.

Идея с эволюцией тоже очень неплохая, обыграна достойно. Неочевидные пути развития, объяснение причин и следствий - очень вольно и может быть слегка натянуто, но в таких случаях этого вообще очень трудно (если возможно) избежать, и это все-таки не твердая НФ, чтобы соблюдать железную достоверность.
Юмор тоже в наличии, и он хорош. Не то чтобы до смеха, но читать легко и улыбку вызвать может.
О грамотности отдельно можно не говорить - все замечательно.
5 место: Nick Pilgrim «Забытая планета»
Это очень атмосферный, пропитанный нотками светлой грусти и стремления стать чем-то большим, чем ты есть, рассказ. У него хватает недостатков, но часть из них как-будто работает на создание нужного настроения - короткие простые предложения создают неторопливое размеренное повествование, о мире, словно застывшем в своей тоскливой неопределенности. Герой с его внутренними монологами хорошо вписывается в атмосферу околонуара. Вместе с тем в тексте хорошо прописаны и нотки надежды, мечты о чем-то большем, мечты почти ни на чем не основанные, но неизбывные, существующие просто потому, что не могут не существовать. Трепетное отношение к людям и связанные с ними вопросы вообще очень удались - чего стоит только молчаливое созерцание роботами изображения человека. Пересказ архетипических сюжетов банальнейших (или классических?) боевиков в виде почти сакральных историй об ушедших создателях это вообще великолепная находка.
С точки зрения стиля повествования все далеко не так радужно. Там, где он перестает работать на атмосферу, становится заметна излишняя простота. Экшн-сцена изрядно подкачала - "Но", "он" и "1110101001" повторяются просто неприлично часто, происходящее описано очень ступенчато и механистично - "он смог", "он совершил", "он победил". Речь, конечно, о роботах, но это перебор.
В целом ошибок в тексте достаточно много (чего стоит "ботов — уборщиков" через тире вместо дефиса), времена в повествовании периодически сильно скачут.
Сама идея о брошенных и саморазвивающихся роботах довольно нейтральна - не нова, но и ничего плохого в ней нет.

На конкурсе в достатке рассказов, написанных гораздо лучшим языком, найдется немало и тех, у которых более интересная идея, но этот хорош своей замечательной, хорошо прописанной атмосферой - обреченности, надежды и стремления становиться лучше.
6 место: Анастасия Плесканёва «Сон гипсовых статуй» (снят с конкурса)
Добрый и жизнеутверждающий рассказ. Приключения героя сильно напоминают игрушку-квест: от поисков предмета, который поможет разрушить проклятье в особняке, до путешествия по мирам с загадками, все линейно, но при этом достаточно увлекательно. Локации и загадки интересные, переходы из мира в мир вообще кинематографичны, но главное, что все очень неплохо увязано в одну историю и успешно раскрывает героя, а заодно и причину его появления в собственном вымышленном мире. Герой, кстати, мог бы быть и посдержанней - постоянные проявления чувств можно объяснить необычностью ситуации, но действует-то он весьма последовательно (даже там, где вообще не стоило бы, навроде использования петли и табуретки), и получается какой-то контраст между расшатанными нервами и довольно эффективным выполнением стоящих перед ним задач.
Очень хорошо получился допрос на тему того, почему Джереми решил бросить писательское ремесло - думаю, немало читателей легко предугадывало некоторые из ответов героя. Вообще весь основной сюжет с возвращением к незаконченному неплохо удался и заставляет верить, что герой непременно вернется к своей работе, вернется и закончит ее. Причем, что интересно, сюжет кажется законченным еще после эпизода в вымышленном лесном домике - я даже подумал поначалу, что последующие две части лишние, дескать, хорошая же концовка была, зачем продолжать. Это и правда была бы хорошая концовка, но и продолжение рассказ нисколько не испортило - каждая из двух завершающих частей добавляет свой штришок к повествованию, и хотя и не является обязательной, органично вписывается в общий текст. В общем, это тот случай, когда речи не идет о затягивании - только об удачном дополнении.
Написано довольно живо, ошибки глаз не цепляли. Рассказ оставляет после себя светлое и теплое ощущение.
7 место: Анастасия (Анастасия Лазарева) «Боги этого мира»
Рассказ можно условно разделить на две части: приключения героя на "аттракционе" и "срыв покровов", раскрывающий подоплеку. И что касается первой части, то она просто крайне хороша. Вязкая, концентрированная атмосфера погружения в мир, работающий по неизвестным тебе правилам - опасный, смутно знакомый по многочисленным страшилкам и ужастикам, но в то же время явно от них отличный. Действия героя ясно дают понять - существуют алгоритмы, позволяющие справиться с опасностями, вот только откуда бы их знать, если они очень конкретны и требуют знания деталей, в которые случайный наблюдатель не посвящен? В итоге аттракцион предстает перед читателем полным тайны и мелких деталей пространством, в котором очень интересно разбираться, наблюдая за действиями персонажа. Процесс погружения проходит последовательно, не разом - так, сначала тебя удивляет и раздражает опасливое отношение героя к насекомым, но стоит узнать о них побольше... Подборка локаций аттракциона и наполняющих их существ/объектов тоже в целом радует - есть что-то архетипичное (побольше), есть что-то свое (поменьше).
На фоне первой части вторая сильно проигрывает, хотя и в ней нет ничего плохо - вполне логичная причина для возвращения героя, предыстория без особенных противоречий, довольно закономерная развязка. Удивило, пожалуй, что нет очевидной линии с попыткой Виктора убить Павла, но оно и к лучшему, такой вот хороший товарищ оказался, в отличии от.

Язык местами хромает, чуть ли не односложные предложения в сцене столкновения с Резчиком смотрятся совсем уж так себе, есть россыпь неудачных фраз типа "вытащил свою руку из ванной" (не находясь при этом вне ее) или медведицы, показавшейся "с обратной стороны дома" (как персонаж при этом ее может видеть - непонятно). В целом могло бы быть как-то поцветистей, не так рублено, но даже как есть атмосферу создает.
По итогу очень неплохо, но есть куда улучшать.
8 место: balatro «Абсолютная эффективность»
Первым делом, пожалуй, стоит отметить техническую сторону рассказа - тут все очень хорошо. Я не специалист, чтобы в полной мере оценить все описания работы с сетью, но при прочтении создается полная уверенность, что если залезть в справочник по системному администрированию, то вот примерно так все там и будет. Точные технические описания или умение придать им видимость достоверности - это круто. Чем дальше в собственно фантастику, с разумной машиной и коллективным сознанием, тем более все размыто, но это вроде как закономерно - такие вещи если и можно детально описать, то вряд ли в рамках небольшого рассказа. И все же смена общей атмосферы бросается в глаза - как-то слишком уж резок переход от дополненной реальности и работы с сетевыми мостами до симбиоза с машиной, от штекера в руку до загрузки информации непосредственно в мозг.
Мир в рассказе прописан очень неплохо - не слишком отдаленное будущее позволяет достраивать его реальность известными фактами, в итоге получается весьма достоверно. Кто не ездил на пригородных электричках, кто не бывал в небольших городках, кто не видел, хотя бы со стороны, больших предприятий за бетонным забором? А теперь это все - с АR и еще большей автоматизацией, очень органично вписанными в повседневность.
Пожалуй, первая часть рассказа получилась лучше второй - тут тебе и живое описание мира, и очевидное наличие загадки, и нагнетание напряжения. Повествование о произошедшем на заводе выглядит на этом фоне каким-то слишком общим и смазанным. И местами, признаться, запутанным. Вставки размышлений ИИ, мысли героя, описание прошлого и настоящего - все как-то спутывается в плотно сбитый клубок информации, распутывать который не то чтобы легко.
И, наконец, почему-то текст не вызвал у меня особенных эмоций. Пока была загадка было любопытно, но ответ озвучивается очень рано и все, что после - уже скорее детали. Финт с героем-носителем информации скорее оставляет равнодушным - можно, конечно, порадоваться, за коллектив предприятия, но значимость восстановления ИИ для остального мира неочевидна. Справились с ним уже один раз, например, а он до сих пор не понял - как, да и вообще описанный мир будущего не выглядит спящим и беззащитным, что, опять-таки, заслуга хорошей работы автора с текстом.
9 место: N.G. (Никита Гукалов) «Возвращение Темного Владыки»
"Король Кристиан, король Кристиан, что-то знакомое... Эльфийка Мелодия? Серьезно?"
Узнавание приносит с собой подозрения в обескураживающе прямом заимствовании, но финал все расставляет по своим местам, и вот перед нами уже неплохой рассказ, отдающий дань уважения замечательной культовой игре. В силу последнего может быть назван нишевым, но во-первых, "Герои" достаточно известны, чтобы "ниша" эта была достаточно широкой, а во-вторых и как отдельное произведение он неплох. Мир игры адаптирован удачно, за приключениями героев (и отдельных юнитов) следить интересно, язык живой, сюжет складный. Сцена работы короля с бумагами прямо очень хороша - собирать вместе с ним крупицы информации, урывками поданые разного стиля донесениями по-настоящему интересно. На сцене с призывом Темного Владыки до самого появления мешочка с золотом пытался вспомнить, какой сборный артефакт должен получиться из подношений участников. Сцена в реальном мире несколько сумбурна со всеми этими "хотел купить, передумал, обнаружил промокод", возможно, хватило бы и обычного "сломался ноут, пришлось сдуть пыль со старого, столетней давности", но наверное выбранный вариант позволяет подчеркнуть маловероятность стечения обстоятельств, при которых герой решил бы доиграть старую игру, и лишний раз задуматься о роли в этом других персонажей рассказа.
В финальной сцене очень удачно смешаны такие разные настроения как пафос и ламповое тепло - получилось по-настоящему классно.
10 место: Р. К. «Разработчик»
Создание и поддержание миров, будучи важной частью повествования, описано как-то уж совсем схематично, зато описания сопутствующих интерьеров действительно хороши - так и представляешь героев, прогуливающихся между стеллажами с закрытыми террариумами, наполненных чем-то зеленым. Вообще почему-то создается впечатление, что процесс выращивания миров сильно напоминает выращивание растений, если так и задумывалось, то получилось очень хорошо.
Главный герой, наверное, и должен быть на фоне Витька "парнем попроще", чтобы ужасаться и задаваться вопросами, но местами все-таки вышло с перебором. И то, что новые создатели миров разводят грязь в этих самых созданных мирах, его печалит, заставляя искренне недоумевать (сам как-то до сих пор с этой проблемой не справился и этому не удивляется), и о возможности создания кем-то собственного мира он не задумывался (это каждый-то день наблюдая самостоятельно созданные миры). В общем, вопросы поднимаются верные, но как-то слишком топорно, а ведь герои не дети, создатели миров со стажем. Открытый финал неплох, но вроде бы не совсем и нужен - в общей канве трепетного отношения к выращиваемым мирам счастливый конец смотрелся бы как-то органичнее.
Рассказ написан довольно неплохим и приятным языком. Очень хороши диалоги - живые, ненадуманные, при этом работают непосредственно на атмосферу и сюжет. Не подкачала и общая композиция - события развиваются быстро, но плавно, все на своем месте.

Номинация Лучший критик
balatro
За объемные, доброжелательные и весьма информативные комментарии.


Алексей Лишний

Номинация Лучший рассказ
1 место: Waterhouze (Ю.) «Собачий марш»
Смесь "Записок сумасшедшего", пятой части "Нормы" Сорокина (писем Мартину Алексеевичу) с традициями постапокалиптической антиутопии. Зажигательная получилась смесь, и автора получилось не хуже, чем в первоисточниках. Пробираешься к загадке рассказа не сразу, а от письма к письму. Мелкие детали, и конечно, не без гастрономических изысков - тренда современной литературы. В какую же иронию это потом выливается - просто блеск. Каждое письмо требовало точечной стилистической обработки, взять хотя бы письма кожевеннику (от вежливого указания на недоработку до открытой агрессии). На мой взгляд, это самый серьёзный и продуманный на конкурсе текст.
2 место: koreetz «Цветущий сад»
Рассказ втягивает и не отпускает, пока не дочитываешь его до конца. Очень атмосферно получилось. Пейзажная зарисовка провинциального городка переходит во внутреннее состояние героя, какая-то мрачная тайна его гнетёт. Довершает всё смутный сон, показывая страхи и затаённую давнюю страшную вину. Круговорот жизни в виде цветущего сада как ворот в царства мёртвых, ведь здесь смешались смерть и жизнь. Дриада убивает героя, но скрыт намёк на его прощение, ведь снова сад должен выполнить свою миссию - творить из смерти жизнь.
3 место: Vladislav Makarenko «Выжившие»
Несмотря на объём текста, он один из немногих, которые читались с удовольствием. У автора настолько богатая фантазия, что диву даёшься. Вроде бы обычное выживание на необитаемом острове, и вдруг библейские мотивы о Судном дне, о ковчеге, о земле обетованной. Тут же загадочная впадина, которая как будто ведёт куда-то к спасению, как в фильме "Шоу Трумана", где есть комната с мониторами - но опять обман: за мониторами нет никого! Плюс эти разговоры с создателем на горе. Мощно слеплено!
4 место: Магистр Джей «Усмешка Создателя»
Наверное, самый глубокомысленный рассказ конкурса. У него столько слоёв, что когда начинаешь задумываться, погружаешься в бесконечный цикл. Замечательные цитаты и псевдоцитаты. Задумка проекта "Элизий" отражает современную модель рая человеческого, и автор очень подробно расписал весь проект, учитывая мотивационную подоплёку и последствия развития человечества. Даже взгрустнулось от бездуховной безысходности. Чего не хватило, так это действия и картинки. В целом, большая часть рассказа - матчасть по проекту и разговоры Создателей. Плюс одна большая загадка мира Гела.
5 место: Анастасия (Анастасия Лазарева) «Боги этого мира»
Кроме финала, всё зашло. Во многих рассказах был автор, но что насчёт соавторства? Один забыл и вернулся через двадцать, а второй не забывал, творил, как не устают советовать в мотивационных книгах, шёл до последнего к своей мечте, потому что уже и так отдал за неё всё, что было. Очень атмосферное произведение с массой необычных эпизодов. Взять хотя бы тот, где Виктор доходит до последней отчаянной попытки как-то реанимировать мир и предлагает сделать из него "идеальную машину убийства" - кульминация трагедии личности Витька, когда он своё творение с первоначальной развлекательной целью из личных амбиций готов превратить в разрушительную силу. Ну и сами "аттракционы" чего стоят!
6 место: Maslo «Самостоятельный дом»
Вроде бы и посыл есть про жертвенность, и написано складно, и милые бытовые предметы, как в диснеевской "Красавице и чудовище". Должно трогать до глубины души, но... нет. Почему нет? Наверное, потому что это хорошо сделанное клише отечественного фэнтези. Очередная серия о тех же и про то же. Ворчливый и ленивый кот (милота), добрая пожилая ведьма Прасковья (милота), мальчик-сиротка Стёпка (милота), мальчик-сиротка заболел, и ведьма пожертвовала собой, чтобы его исцелить.
Ставлю в топ, потому что на общем фоне работа профессиональная, бьёт по читательским потребностям, что видно, судя по довольным критикам в отзывах.
7 место: Кор Кароли «К сожалению, все сбылось»
Реалистичная обстановка тоталитарной антиутопии замечательно прописана: запреты, контроль по считывающим устройствам, процветание мелкого хулиганства и прикрытие красивыми словами масштабного криминала. Честные люди вынуждены скрываться и жить тихой жизнью, лишь бы не коснулось. Привычная для антиутопий тема клонов, симуляций и ловушек от правительства и... и заканчивается рассказ ничем. Герой прошёл проверку и остаётся жить. То есть вся эта атмосфера была, чтобы рассказать про случай провокации.
8 место: Юлия Птичкина «Невыносимый мир»
Не знаю, но мне, в отличие от критиков, герой не показался картонным. Вполне прописанный айтишника, подающего надежды, но в жизни так и не способного найти себя. Понятно, что всё он вымещал в играх. Тем более в той игре, которую сам создал. Напомнило игру "Как достать соседа" чем-то. Главный минус - финал. ПсевдоКостя отмстил, убив создателя. Почему сейчас, именно через 20 лет? Как-то словно это притянуто за уши к теме конкурса, а не вытекает из логики сюжета.
9 место: Джулс «Вечность мыльного пузыря»
Интересная аллегория и философская задумка показать тенденцию расширения культуры отмены, направив её теперь уже на создателя мира. Почему бы и нет? Рассказ стал бы куда интереснее, если бы содержал не только это, но и интересный сюжет, а не диалоги Платона. А сюжет здесь только в том, что Создатель из книги вышел к людям, но это не было для них новинкой, ничуть не удивило, и он из кумира превращается в изгоя. Сюжет аллегорично показывает эволюцию образа автора от древней литературы (уровень Бог) к современному популярному блогеру, которого можно просто захейтить любому пользователю. И здесь же вторая аллегория про мыльные пузыри, расширяющая границы повествования до пределов вселенной.
10 место: Egoist «Как ты мог, Адам!»


Номинация Лучший критик
balatro
Вдумчивый читатель, который относится к чужим текстам не с высоты, а с пониманием того, что хотел вложить в текст автор.


Waterhouze (Ю.)

Номинация Лучший рассказ
1 место: TolyWe «Первопричина» (снят с конкурса)
1 место за наилучшее, на мой взгляд, сочетание идеи, формата, языка и атмосферы.
Рассказ погружает в себя через призму внутреннего мира ГГ, его вопросы без ответа и односторонний разговор с дедом.
Автор рисует тягучую, густую картинку, вплетая в неё нетривиальный подход к теме конкурса.
При этом язык не сказать, что чистый, и стилистика неидеальна даже в сравнении с другими конкурсными рассказами, персонажи скорее фон.
Но в совокупности лучших качеств, рассказ для меня превзошёл остальные.
2 место: господин Ё «Жертва обстоятельств»
Кратко, ёмко, остро.
Тут сложно что-то говорить про стиль, язык и персонажей, учитывая объём.
Но идея и в целом удавшаяся подача на мой взгляд перебивают всё.
Самый неоднозначный рассказ конкурса, но чуть ли не единственный, с по-настоящему необычным взглядом на тему; и который действительно заставляет задуматься.
3 место: Кор Кароли «К сожалению, все сбылось»
Понравился взгляд на тему.
Рассказ ладно скроен, нужное количество деталей, в нужной степени живые диалоги.
Понравилось, что в конце главный герой не раскрывает, как догадался о том, что его "допрашивают". Действительно было бы шаблонно, а без этого интереснее.
Понравился финальный посыл.
4 место: Алексей Лишний «Произведение и наказание»
Рассказ очень хорошо написан.
Но в этом, отчасти, и его минус - содержание не соответствует форме.
Части "в реальности" - прекрасные. Живые, настоящие, умело и чётко написанные.
Части "в книге" - хорошо стилизованы, но в этом и проблема. Они стилизованы в плохую, банальную и шаблонную прозу-фэнтези, и по иронии сами стали такой прозой.
В погоне за мета-иронией, текст перенял на себя те отрицательные качества, которые высмеивает. А если за сарказмом не видно сарказма, он не работает.
Но за общий высокий уровень, за идею не только книги, но и наследственной временной петли - 4 место.
5 место: J.Danforth «Страж человеков»
Не слишком люблю "смешные" рассказы, но тут комичность мне зашла.
Потому что в нужной степени ироничная и интеллектуальная подача.
Хороший язык, хоть и типично-литературные обороты и диалоги, но для принятого стиля подходят.
Понравилась цельность рассказа, сбалансированность.
Издёвок над библейскими темами чётко на уровне, без перегибов.
Хорошая работа, у который единственный минус только лишь в самом юмористическом жанре - такие обычно оценивают сильно меньше драматических.
6 место: Магистр Джей «Усмешка Создателя»
Поначалу рассказ показался затянутым и многословным.
По итогу... это всё ещё его минусы.
Но у рассказа хорошая идея с условным "колесом сансары" создателей и миров.
Диалоги в меру живые, мир красочный.
Рассказ долго разгоняется, но оставляет приятное послевкусие.
7 место: Мир «О, сколько тех миров»
Трогательно, приятно.
Не мой тип рассказов (не люблю излишне слезливые истории) но написан хорошо.
Тема обыграна интересно.
Язык и стиль приятные, ровные.
8 место: martin_eden «Жил-был художник...»
Цельное, хорошее произведение.
Обычно не люблю рассказы про детей (мне всегда это выглядит "подлым манёвром"), но тут без перегибов.
Есть полноценная история, есть мораль, есть эмоции, есть интересные идеи (вроде "белого листа").
В топе низко - за некоторую, всё же, вторичность темы "художник создаёт мир".
9 место: koreetz «Цветущий сад»
Ещё один любопытный взгляд на тему.
Очень понравилось, что автор не ударяется в конце в шаблоны, подробности и дополнительное (ненужное) раскрытие твиста и происходящего.
Язык приятный, стиль не перегружен метафорами.
Персонажу и его поведению веришь.
10 место: balatro «Абсолютная эффективность»
Понравилась отсылка к "У меня нет рта, но я должен кричать".
Не понравилось, что автор дополнительно отметил, что это отсылка.
Понравилась отсылка к HAL-9000, не понравилось что автор опять же сам указывает, что это отсылка.
Ну хоть про Джонни Мнемоника нет оговорки..

И это в целом характеризует весь текст. Вставки курсивом от ИИ - хорошо. Шаблонные, литературные диалоги - плохо.
Крепкая техническая (в айти-смысле) составляющая - хорошо, сюжет с "ии захватил" - в общем-то плохо.

Но атмосфера рассказа, грубый но близкий мне технический язык; хоть и не мастерская, но уверенная авторская рука - для меня рассказ хоть и на последнем, но всё же месте.

Номинация Лучший критик
kail90
Обстоятельные, вдумчивые комментарии к каждому рассказу.
Объективные замечания, субъективное мнение, вежливые выражения.
__________________
Телеграм-канал Креатива: https://t.me/litkreativ
Телеграм-чат Креатива: https://t.me/litkreativ_chat
Ответить с цитированием