Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 09.08.2008, 12:00
Аватар для denisogloblin
Местный
 
Регистрация: 17.05.2007
Сообщений: 149
Репутация: 4 [+/-]
Лампочка Спецэффекты и компьютерная графика в кинематографе

Спецэффект

Спецэффе́кт, специа́льный эффе́кт (англ. special effect, сокр. SPFX или SFX) — технологический приём в кинематографе, на телевидении, на шоу и в компьютерных играх, применяемый для визуализации сцен, которые не могут быть сняты обычным способом (например, для визуализации сцен сражения космических кораблей в далёком будущем). Спецэффекты также часто применяются, когда естественная съёмка сцены слишком затратна по сравнению со спецэффектом (например, съёмка масштабного взрыва). Спецэффекты применяются и для улучшения или модификации уже предварительно отснятого видеоматериала (например, для наложения погодной карты как фон для телеведущего, рассказывающего о прогнозе погоды).

Спецэффекты родились почти сразу с зарождением кинематографа. Создателем классических спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки, кашировании и других трюках был Жорж Мельес. Первым фильмом, в котором спецэффекты играли существенную роль, считается двухминутная лента Мельеса «Замок Дьявола» (Le manoir du diable, 1896), в которой зрителю были продемонстрированы появления, исчезновения и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. Некоторые примеры ранних спецэффектов получены с помощью колоризации — ручного раскрашивания кадров.

Спецэффекты условно разделяют на две группы — визуальные и механические эффекты. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съемки), а также компьютерная графика. Механические (физические) спецэффекты — это обработка материалов перед съемкой. Сюда относится моделирование, пиротехника и технические приспособления, специальный грим. Существуют также звуковые спецэффекты.

Скрытый текст - Технологии создания оптических спецэффектов:
Изменение скорости прокрутки пленки
Стоп-камера. Используется в сценах, где требуется показать внезапное появление или исчезновение объекта, а также превращение одного объекта в другой. При неподвижной камере снимается один объект, затем съемка прерывается, объект заменяется.
Покадровая съёмка.
Метод используется в основном при работе с макетами; широко применялся в середине XX века при создании фильмов о чудовищах (например, «Кинг-Конг»). Фактически делается ряд фотоснимков, между которыми макет незначительно сдвигается нужным образом. При прокручивании пленки создается иллюзия движения.
Ускоренная киносъёмка. Сверхскоростная съемка процесса, протекающего очень быстро (например, взрыв). Затем пленка прокручивается в обычном темпе, что позволяет получить замедленное высококачественное изображание.
Ускоренное воспроизведение.
Эффект, обратный рапиду — съемка ведется на обычной скорости, а затем прокручивается в ускоренном темпе. Незначительное ускорение используется в сценах поединков, когда надо снять стремительные движения, которые актеры просто не успевали бы выполнять. Сильное ускорение может использоваться для создания комического эффекта или для отражения больших отрезков времени (например, сцена уборки в фильме «Реквием по мечте»).
Обратная съемка.
Например, когда нужно снять взлетающего человека, проще заснять падение, а потом прокрутить пленку в обратном направлении.


Комбинированная съемка
Рирпроекция.
Снятый заранее фон проецируется на экран, перед которым играют актеры. Наиболее частое применение — в сценах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль — макет, построенный на съемочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экран.
Двойная экспозиция.
Необходимые элементы доснимаются на пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну и ту же пленку снимают три раза и более. Такая технология применялась в первых трёх фильмах из серии «Звёздные войны» для съёмки массовки (не хватало статистов).
Хромакей. Например, если необходимо показать телеведущего на фоне карты прогноза погоды, то сначала ведущего, рассказывающего о погоде, снимают отдельно на фоне одноцветной декорации (обычно синей, зелёной или красной — важно только чтобы этот цвет не совпадал с цветом одежды, лица и волос ведущего). Затем специальный аппарат для компьютерного монтажа «вырезает» из изображения этот однотонный цвет и вместо него «накладывает» погодную карту территории, о которой рассказывает ведущий. При наличии достаточного мощного аппарата компьютерного монтажа этот процесс наложения может происходить прямо в реальном времени в прямом эфире.
Контроль движения (Моушен контрол). Технология применяется, когда необходимо снять несколько макетов, движущихся по одной траектории. Специальная система автоматических приводов позволяет оператору управлять камерой дистанционно и программировать ее движения. Потом в кадр помещается другой макет, и камера делает новый проход, в точности повторяющий предыдущий. Полученные изображения совмещаются. В современных фильмах контроль движения в сочетании с использованием хромакея позволяет накладывать нарисованные на компьютере фоны на сцены с движущейся камерой.


Компьютерная графика
Использование компьютерных спецэффектов («Bullet time») в фильме «Матрица»
Замена реального актёра его компьютерным изображением — известна по фильмам «Терминатор-2» (жидкометаллический терминатор) и «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (капитан Дейви Джонс).
Генерация декораций методами компьютерной графики — см. Хромакей.
Компьютерная анимация — расплывание жидкого терминатора в фильме «Терминатор-2».

Технологии создания физических спецэффектов
Макеты.
Уменьшенные копии реальных объектов, применяющиеся для удешевления съемок. К примеру, «Звезда Смерти» в «Звёздных войнах» была меньше двух метров в диаметре. Также применяются подвижные макеты для создания таких персонажей, как Кинг-Конг.
Подвесной макет.
Применяется, когда на заднем плане необходимо изобразить сооружение внушительных размеров, постройка которого в натуральную величину обошлась бы слишком дорого (например, башню). Строится декорация нижних этажей башни, затем перед камерой на точно выверенном расстоянии подвешивается макет, изображающий остальную часть сооружения. Благодаря эффекту перспективы макет воспринимается как органичное продолжение декорации. При этом важно, чтобы настоящая декорация была достаточного размера, чтобы действия, которые должны происходить перед сооружением, не оказались за макетом.
Аниматроника.
Применяется, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съемка которого невозможна. Робот-аниматроник — это модель, запрограмированная на все необходимые движения, включая мимику. Скелет и сервомоторы, управляющие моделью, скрыты под искусственной кожей.
Пиротехника.
Всевозможные взрывы, задымления и возгорания создаются на съемочной площадке под строгим контролем специалистов.
Специальный грим. Применяется для превращения актеров в различных чудовищ (оборотни, вампиры и т. п.), а также для показа ранений и других необычных изменений внешности.
Скрытый текст - фильмы, явившиеся вехами в развитии спецэффектов:
Советские черно-белые
1935 — Новый Гулливер
1938 — Золотой ключик
1939 — Руслан и Людмила

Цветные фильмы
1963 — Птицы / The Birds
1968 — Космическая одиссея 2001 / 2001: A Space Odyssey
1976 — Кинг Конг / King Kong
Звёздные войны (киноэпопея):
1977 — Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда / Star Wars: Episode IV — A New Hope
1980 — Звёздные войны. Эпизод V. Империя наносит ответный удар / Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back
1983 — Звёздные войны. Эпизод VI. Возвращение джедая / Star Wars: Episode VI — Return of the Jedi
1999 — Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза / Star Wars: Episode I — The Phantom Menace
2002 — Звёздные войны Эпизод II. Атака клонов / Star Wars: Episode II — Attack of the Clones
2005 — Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов / Star Wars: Episode III — Revenge of the Sith
1982 — Трон / Tron
1984 — Амадей / Amadeus
1984 — Терминатор / The Terminator
1988 — Кто подставил кролика Роджера / Who Framed Roger Rabbit
1991 — Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgement Day
1993 — Парк юрского периода / Jurassic Park
1996 — День независимости / Independence Day
1995 — История игрушек / Toy Story
1997 — Титаник / Titanic
1997 — Бадди / Buddy
Матрица (кинотрилогия):
1999 — Матрица / The Matrix
2003 — Матрица: Перезагрузка / The Matrix reloaded
2003 — Матрица: Революция / The Matrix Revolutions
2001 — Последняя фантазия: Духи внутри / Final Fantasy: The Spirits Within
2001 — Пёрл-Харбор / Pearl Harbor
Властелин колец (кинотрилогия):
2001 — Властелин колец: Братство кольца / The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring
2002 — Властелин колец: Две крепости / The Lord of the Rings: The Two Towers
2003 — Властелин колец: Возвращение короля / The Lord of the Rings: The Return of the King
2004 — Послезавтра / The Day After Tomorrow
2005 — Кинг-Конг / King Kong
2007 — Трансформеры / Transformers


Оформленно by Refisul


Я решил открыть эту тему, потому что ничего подобного не увидел.
Лично я сам занимаюсь созданием компьютерной графики и сам знаю все эти приёмчики не по наслышке. Но бывает встречаются фильмы где я теряюсь в догадках...
Давайте всем кому не без интерестна эта тема, повспоминаем, подумаем и расскажем все что видели!
Где вы видели понравившейся спецэффект? Рассказывайте, задавайте вопросы... Тут можно и узнать как это делается:

Последний раз редактировалось Refisul; 20.03.2010 в 20:06.
Ответить с цитированием