Показать сообщение отдельно
  #57  
Старый 16.05.2009, 14:32
Аватар для <Ghost>
Призрачег
 
Регистрация: 06.06.2006
Сообщений: 5,869
Репутация: 1738 [+/-]
Дочитал Метро 2033. Я со школы не брал в руки книги русских авторов. А тут… в общем, понравилось.

Понравилась идея, задумка и атмосфера. Понравился постоянный полумрак и не отступающий страх. Понравилась передача тоски по величественному прошлому и описание жизни на грани выживания. Погибшая надежда и неотвратимое забвение. Сейчас как-то сложно представить, что нескончаемый поток и царящая суета на центральных станциях Московского Метрополитена может стать былью, а возможность добраться от одного конца линии до другой за час превратится в неправдоподобную легенду. Конечно, многие уже писали пост-апокалиптические пейзажи. У одних это выходило ярко, у других блекло, и было уже достаточно сказано. Тем не менее, автору удалось создать весьма интересный мир, где паранойя, возникающая при путешествию по темному туннелю может оказаться опасней незримого врага. Мир, в котором смешалась техника и мистика, отчаяние и надежда. Где человечек из охотника превратился в загнанную жертву. А стремление к космическим просторам сменилось постепенным вгрызанием в загубленную Землю.

Атмосфера и задумка у книги настолько хороши, что могут затенить присутствующие недочеты. Повествование ведется от лица одного из жителей ВДНХ, которому известно об остальной части метро немного, и он как бы выступает связующим звеном между автором и читателями. Знакомый с остальной частью спасшегося мира лишь по рассказам, в которых трудно отделить правду от вымысла, он постепенно открывает для себя многие тайны Метро, о которых не заикались и заезжающие к ним торговцы. А вместе с ним, к этим тайнам прикасается и читатель. Весьма удачная манера повествования, позволяющая читателям так же постепенно разобраться в сложившейся обстановке. Особую остроту могут испытать постоянные посетители упоминающихся станций, видя в описании что-то знакомое, но невероятно чуждое. Это как посмотреть в кривое зеркало на те места, где бываешь чуть ли не каждый день. В этом и плюс использования и описания таких, казалось бы, родных и вполне заурядных мест.

Незатейливо начинаясь, книга постепенно разрастается до Одиссеи поистине эпических масштабов с поправкой на размеры “нынешнего” мира. Сюжет может показаться до скучного однообразным из-за наличия целой толпы роялей, который так и норовят выпрыгнуть из-за ближайшего поворота, когда герою будет наиболее тяжело, но в истории про неопытного путешественника, впервые отправившегося в дальнее путешествие, такого сложно избежать. К тому же, списав все на судьбу, предназначение и незримое приглядывание, автор оправдал этот промах и даже показал, что это сюжетно оправдано. Но если проработка приключений героя выглядит весьма спорно, то местные страшилки весьма удались. Произошедшие случаи, рассказываемые у костра или в тесных комнатках, смотрятся порой ничуть не хуже самого масштабного приключения главного героя. Не менее интересно “наблюдать” за бытом “поселенцев” и их взаимоотношениями друг с другом. Люди, как говорится, не меняются. Продолжают воевать за место, ресурсы, власть и богатство, вместо того, чтобы сплотиться против более опасных и серьезных противников.

Наряду с этим, у книги вполне удачная концовка. И скорее не из-за резкого поворота, а того ощущений, которые возникают на последних страницах. Печаль и сожаление по нереализованным возможностям и окончательное осознание, обреченность…

Мешанина множества возможных объяснений событий создает ощущение неопределенности, как будто автор сам не решил, что же ему писать, фантастику или околорелигиозную мистику. Но поскольку в сознаниях живущих в Метро людей перемешались различные верования, это могло быть сделано, для демонстрации сложившейся обстановке, где часть людей, оказавшись на грани бездны, цепляется за общепринятые научные постулаты, а другие за веру. И что из этого правда, а что нелепая болтовня так и не удается выяснить. Так же не даются подробные разъяснения ни случившемся событиям, ни их предпосылок. Все те клочки долетающих слухов и рассказов о случившемся рассматриваются через призму мировоззрения обитателей Метро и больше напоминаются прошедшую через сломанный телефон информацию, чем достоверные хроники.

И эта информация, нечетка и эфемерная, не всегда находит отголоски в сердцах людей. Так же как и этот манифест против разрушения и самоуничтожения, как и многие другие до него, останется не услышанным…

Из того, что наиболее понравилось:
Скрытый текст - Гы:
1) Местные “городские” легенды и слухи. Короткие прибаутки около костра, наполненные суеверным страхом, сочетающие полу правду и полу вымысел. И последующее их развенчанием, когда герой, во время своего путешествия сталкивается с некоторыми из них лицом к лицу.
2) То, что не стали продолжать линию с Книгой. Слишком уж мифично это. Хотя, само наличие этой линии скорее плюс, чем минус. Показали, так сказать, что суеверия не пропадают со временем, а наоборот вспыхивают вновь, как только все научные достижения полетят к черту.
3) Выход на поверхность. Тут примешалась страсть к всевозможным монстрам. А поскольку их тут было достаточно, то эпизоды пешей прогулки были не менее интересны.
4) …
__________________
Йоу, я сиреневенький
Ответить с цитированием