Показать сообщение отдельно
  #60  
Старый 24.06.2009, 13:12
Аватар для Robin Pack
смотритель этого кладбища
 
Регистрация: 28.12.2005
Сообщений: 10,231
Репутация: 3005 [+/-]
Отправить Skype™ сообщение для Robin Pack
Метрополитен-опера

Да, я наверное, слоупок, но руки у меня до этого творения дошли только сейчас

Эту книгу надо читать ночью, в тишине, в единственной освещенной комнате. Когда в нее поскреблась кошка, моей первой мыслью было, что это мутанты прорвали гермозаслонку. «Метро 2033» это, в первую очередь, впечатляющий ужастик, саспенс-хоррор. Предназначенный, чтобы мурашки бежали по коже. А трехмерности, обьемности картине добавляют легенды и слухи Метро, такие же дикие, несуразные и оттого до жути убедительные, как те, что ходят сейчас. (от рассказа про блуждающий по Каховской поезд мурашки бегают по сию минуту). Визионерская игра с хождением по впечатляющим локациям, исключительно с целью их показать. Весь мир, созданный ради одного фантастического допущения.

Конечно, все это предельно нереалистично. Тысячи человек не могут прокормиться грибами и свиньями, которых тоже непонятно, чем кормят. За 2-3 поколения не могли появиться принципиально новые виды, вроде "птеродактилей" и "чёрных" с поверхности. Атомный взрыв не бывает такой силы, чтобы на сотни километров вокруг Москвы вымерли все люди (но при этом уцелели и мутировали животные). Это условия игры, которые нужно принять, если вы согласны играть с Глуховским. Отвергните их как «бред» — и оставайтесь со своей скучной реальностью. Примите их — и сказка примет вас.

Насколько впечатляюще фантастическое допущение, насколько хорош мир, насколько до трясучки убедительны легенды метро! И настолько же слаба главная составляющая книги, то есть сюжет. Если отбросить всю шелуху антуража, перед нами творение в строгом соответствии малому суповому набору. Герой-Избранный сбегает из дому и отправляется в Квест. Он встречает Мудрого Наставника, их преследуют Тёмные Силы, от которых герой спасается в Месте Отдыха. Этот повторяющийся мотив, когда герой бежит до следующей станции, испугавшись гудения труб в тоннеле или собственных фантазий, в конце концов начинает приедаться. Так же, как очень скоро не катит штамп про "станцию, которая еле держит рубежи, а за ними тако-ое!" (ВДНХ, Павелецкая, "солнечная Киевская").
Каждый раз, когда герой застревает, случается рояль в кустах — на станцию нападают, его берут в плен, зачем-то освобождают, пропускают мимо наглухо закрытых кордонов... Любимая отмазка автора — «его вела Судьба». (Кстати, карта с пометками станций - жуткий спойлер. Можно заранее узнать, что ждет героя.) Герой насмотрится Видений и выполнит Квест, а в конце ему прямым текстом скажут «Ты — Избранный!», на случай, если сомневался. Все это, к тому же, описано языком автора-дебютанта, над которым еще работать и работать.

Глуховский населяет свое метро, как нарочно, карикатурными образцами всех идеологий и религий современности. Революционеры в кожанках под стягами с Че Геварой, которые мечтают построить в метро Коммунизм. Безумные свидетели Иеговы в балахонах. Бритоголовые фашисты, у которых целая станция-концлагерь. Эту кунсткамеру можно было бы принять просто за шутку. Но уж больно явно противопоставляется им главный герой, этот стерильный молодой человек, атеист и политический пофигист. Больно уж с явным презрением и насмешкой он посматривает на этих «чудаков» с высот своего стерильного мировоззрения. Чего стоит только копипаста жёлтой статьи про «демонские звезды». (хотя по иронии судьбы, описанное устройство ВДНХ — де-факто коммунистическое)
Это отношение к людям, имеющим убеждения, как к глупым, слепым фанатикам — типичный и неприятный предрассудок нашего времени. Иметь убеждения — смешно. Человек, который верит в Бога, свою нацию, идею справедливости — или смешон, или опасен. Над ним можно смеяться, его можно убивать и ненавидеть, его можно даже пожалеть. Но пытаться понять его и признать в чем-то его правоту — упаси Бо... кто-нибудь.

Условность мира Глуховского похожа на условность компьютерной игры. Об этом говорит и странно малое количество женщин среди персонажей (их практически нет), и лишенные инстинкта самосохранения монстры для отстрела героями, и практически очищенные от поездов тоннели, и сама концепция этого мира из ярких локаций. В этом отношении, М2033 похожа на многочисленные новелизации "Сталкера". Я с нетерпением жду выхода игры, в которой, по идее, все недостатки сюжета и условности мира должны превратиться в достоинства.
В книге же единственное, но ключевое достоинство — безбашенная фантазия, желание поиграть в сказку о страшном заброшенном метро — страшном и притягательном. Раскрашенном фантазией автора и нашими домыслами из обыденного в нереальное. Я испытал эти чувства на себе, побывав когда-то, пусть не в метро — в заброшенной Ховринской больнице. Бетонный недострой, окруженный валом помоек — а наша фантазия, подогретая слухами из сети, превращала его в заколдованный замок.
__________________
В жизни важно найти свою половинку, и это проще сделать, если ты половинка ленивой жопы ☝️

Последний раз редактировалось Robin Pack; 24.06.2009 в 13:16.
Ответить с цитированием