Показать сообщение отдельно
  #131  
Старый 22.08.2009, 19:50
Забанен за мат и преследование
 
Регистрация: 03.12.2008
Сообщений: 2,339
Репутация: 2528 [+/-]
Хорошо Яна Дубинянская «Проект “Миссури”»


Кто-нибудь добрый опять нацарапает стрелку
На исчерканном камне
У трезубца дорог…

Студенческая жизнь… Любовь, музыка, свобода, учёба в самом престижном университете страны и самое лучшее будущее на пороге жизни. Нет, не просто будущее, а Будущее! Будущее студентов, ставших невольными участниками эксперимента; Будущее страны, которая благодаря бывшим выпускникам МИИСУРО совершит немыслимый прорыв во всех возможных областях науки, культуры, экономики; Будущее всей планеты. И никакого другого выбора, кроме единственно правильного, оптимального и просчитанного до мелочей.
Роман «Проект “Миссури”» талантливой киевской писательницы Яны Дубинянской состоит из трёх равных частей. Первая часть включает в себя два временных потока и делится на главы, в каждой из которых рассказывается кусочек жизни одного героя. Первый временной поток приходится на период студенчества будущих покорителей мира и в нём повествование идёт от первого лица. Это позволяет автору лучше показать внутренний мир героев. То, чем они живут и то, что непременно потеряют. Они уже начинают терять, так как эксперимент над ними проведён и каждый из них ощущает давление не их выбора, не их поступка, не их слов. Здесь рассказы персонажей подёрнуты дымкой внезапно пришедшей грусти и необыкновенно мягким, нарочито болезненным романтизмом. Проходит пятнадцать лет и нам демонстрируют уже состоявшихся людей, добившихся или начинающих добиваться успеха. История подопытных мышек смещается к третьему лицу и писательнице блестяще удаётся продемонстрировать неестественность таких событий, неправдоподобность поступков и жизненных приоритетов и упрямое нежелание героев прислушаться к словам одного из них, попавшего в процент погрешности и потому живущего своими ошибками. Всегда ли верный путь можно назвать лучшим?

А стопроцентный тропизм – это великая вещь. Это, по сути, полное избавление от случайностей, нелепых ошибок, фатальных эмоциональных порывов… Единственно правильный жизненный выбор.

Во второй части проходит ещё пятнадцать лет и прорыв состоялся. Страна проводит политику «блестящей» изоляции и самодостаточна во всём. Другие страны считаются отсталыми и с ними прекращены любые взаимоотношения. И с первых же страниц в это не веришь. Не веришь в такой сценарий жизни. Каким бы единственно верным он не казался, исходя из предваряющих событий, в душе нет ничего, кроме протеста. А на первый взгляд всё естественно и просто. В каждой новой главе нам показывают насыщенную событиями деловую жизнь персонажей. Но тот, кто и раньше пытался идти против проекта по-прежнему что-то пробует изменить…

Ты – не поддался. Ты остался самим собой и выберешь тот путь в жизни, который считаешь лучшим. Не обязательно – верный. Но когда будет видно, КУДА мы, выпускники «Миссури», двигаем Будущее… Именно ты сумеешь встать на нашей… на ИХ дороге. Ты – сможешь.
Громогласные и пустые слова.


В третьей части Дубинянская совершает, на мой взгляд, главную ошибку в написании романа. Она берёт одно из основных событий первой части и поворачивает его на сто восемьдесят градусов. «А что было бы, если…» Структура последней трети аналогична первой и читатели вновь могут насладиться прекрасно написанными главами от первого лица, в которых всё та же неизбывная тоска молодых лет и в чём-то прекрасная рефлексия. Но альтернативные пятнадцать лет спустя кажутся уже совершенно лишними. Писательница всё время бросает намёки на другие, истинные с авторские точки зрения события и местами это выглядит откровенно безвкусно. И всё же концовка получилась та самая, единственно верная. И даже лучшая.
Одним из главных достоинств романа можно назвать работу с языком. Дубинянская умудряется насыщать речевые характеристики героев чем-то совершенно неповторимым и уникальным, добиваясь при этом необходимой атмосферы в каждой новой главе. По мере чтения не раз, и не два удивляешься точно подобранным словам. И такое умение по сравнению с большинством отечественных молодых авторов выглядит необыкновенно притягательным. Все персонажи выглядят живыми и неповторимыми, хотя женские характеры удаются литератору на порядок лучше. И, несмотря на то, что авторская точка зрения выглядит в некоторой степени пессимистичной, при чтении романа ни на секунду не покидает вера в действительно светлое будущее, в котором ради счастья всей планеты не нужно будет жертвовать судьбами отдельных людей.

МОЯ жизнь будет другой. Какой именно – подумаю не сейчас и не здесь; у меня ещё будет для этого и время, и место. Будет возможность выбора. Не драма-экшн с ускользающим хвостом звёздного шанса и ребристым, будто кактус, «или-или», а нормальный человеческий выбор, который происходит всё время, каждое отдельно взятое мгновение. Причём как бы помимо тебя, так, что его и не замечаешь – но всё равно делаешь.

Итог: редкий продолжатель отечественной социально-психологической фантастики, не лишённый изъянов, но на которые как-то по-человечески не хочется обращать внимание.
Ответить с цитированием