Показать сообщение отдельно
  #194  
Старый 20.10.2009, 22:14
Аватар для Винкельрид
Герой Швейцарии
 
Регистрация: 30.05.2006
Сообщений: 2,544
Репутация: 1132 [+/-]
Для себя и для тех, кто, непонятно зачем, ищет в рассказе "Варвар" какой-то смысл. Больше, всё-таки, для себя.
Скрытый текст - Мой Варвар:
Есть такая картина: сидит мужчина средних лет, в очках, и читает книгу, а выше, в комиксовом облаке – он же, только в обличье супергероя. Там – его мир, в данный момент ¬– его реальность.
Рассказ «Варвар» об эскапизме, о том, как люди стремятся убежать от реальности, найти себя в заоблачных мирах и воздушных замках, одновременно угробляясь в реальной жизни. Начало его – до боли знакомое фэнтези, с шаблонными героями (прекрасная изнеженная принцесса по имени Люлимба, эльф, поэт и романтик, её возлюбленный, орки – воинственное невежественное племя, рыцари) и диалогами-действием из старой фэнтезийной героики. Протагонистом выступает человек, фэнтезийный варвар с необъятными мускулами, зовут его «Барбариан». «Барбариан» - это варвар и есть, это воплощение мужественности, силы, бескомпромиссности, чести – всех тех качеств, которые постепенно вытесняются из нашей повседневной жизни хитростью, жаждой наживы, изворотливостью и, чего уж там, женоподобностью. Барбариана не могут звать иначе, поскольку он – символ. Он – порождение эскапизма. Его отражение – именно так – это Валера. Валерий Валентинович Кононов, как выясняется позже. «ВалВал Конон» - похоже, но пока на месте рычащих букв «Р» две мягких и податливых «Л»...
Валера не может нормально существовать в реальном мире из-за проблем с ногами. Но идея его эскапизма раскрывается в цитате из Кафки, которую он адресует маме – воплощению окружающей его действительности: «...я обнаружил, что превратился у себя в постели в страшное насекомое». Как Грегор Замза, превратившись в таракана, оказался лишним для всего мира, так и Валера, инвалид физический и, в какой-то мере, безумец, не находит понимания, изводя себя бессильной ненавистью и сжигающей злобой. Подробное описание убогой обстановки комнаты сделанное глазами Валеры, подчёркивает именно это. Выбирая для героя увечье, я остановился на ногах, поскольку именно невозможность нормально передвигаться лучше всего иллюстрирует психологическую клетку, в которой оказался Валера, перебравшись на ПМЖ в волшебный сон.
Далее я попытался разобраться, что же это такое, эскапизм, и с чем его едят. Момент, когда Валера взбешён действиями таксиста, я ввёл для того, чтобы отразить негативное отношение эскапистов к людям, приспособленным к реальности, способных вывернуться из любой ситуации, хитрых и ловких, плавающих в океане жизни акулами или, хотя бы, прилипалами. Таких людей в армии называют полууважительным «шарящий», т.е. способными достать, что угодно, унизиться, если надо, и унизить, когда прикажут.
Вторая категория людей, неприятных для героя, - обустроенные всезнайки, каким выступает доктор. По мнению эскапистов, эти люди уже мертвы, они не способны на поступок, а бегущие от реальности в глубине души уверены, что они-то ещё как на него способны, вот только...
И вот это «только». Для Валеры это – мёртвые ноги, но, как доказал финал, когда он из «валвала» превращается в Барбариана, ноги были, всего лишь, обманом. Попыткой доказать самому себе, что есть неодолимая сила, которая мешает раскрыться, найти глубоко зарытый талант, не побояться его. Именно это отражается в недоумении доктора: «А причём тут ноги?» и в последующей фразе: «Сколько раз мне попадались такие, как ты, и всякий раз я удивляюсь, как настойчиво и целеустремлённо вы губите свои тела».
В этом – ещё одна мысль, что эскапист, сам по себе, может и не справиться. Ему надо, переломив свою напускную гордость, принять помощь – пусть профессиональную – кого-то «из реальности».
И вот, эта долгожданная помощь. Здесь – главный конфликт. Для мира реального бегство эскаписта из собственной мечты – абсолютно нормальный выход, иного они не предполагают. И вот Валера-Барбариан избегает калечащего удара, дело сделано. Однако, нить, скрепляющая две части разума, слишком крепка. Доктор, рыдающая мама, которая хочет удаляющемуся от неё сыну только добра умоляют его сбежать. Валера поддаётся, голос, который может принадлежать только дьяволу – существу, которое желает зла, но делает добро, произносит монолог:
«Беги. Брось всё. Вернись. Пусть твоя злоба осядет на душе липкой грязью, и ты будешь, изо дня в день, видеть опостылевший потолок, ненавидеть всё вокруг и самого себя, не имея смелости хоть что-то изменить. Вернись назад. И думай всю оставшуюся жизнь, что счастье измеряется в ногах».
Здесь обговаривается первое решение, к которому и стремился доктор, которого только и желает мама: убежать. Убить Барбариана обычной трусостью Валеры. Заработать ноги ценой части души.
К счастью, Валера не поддался. Он избрал другой путь. Вот кульминация: «Барб почувствовал, как кистень выскальзывает из руки и с внезапно накатившим страхом ухватил его крепко, как орчата хватают за хвост убегающего драконыша».
Именно в тот момент, когда герой выбрал верную смерть (пусть виртуальную, но ведь не зря он был в позе опера из «Места встречи…», была опасность) – глупую (хотя, думал ли так Барбариан?), но героическую, – герои из разных миров слились воедино. В этом я увидел выход для эскапистов: не ломать себя, отказываясь от грёз, но попытаться подтолкнуть себя ими в мире реальном. Начав с малого, добиться того, чтобы Барбариану не было стыдно за Валеру.
Валера начал ходить. Он сумел измениться, и, что не менее важно, мгновенно пресёк попытки окружающего мира (роль его играла любящая мама) вернуть его на место (момент с оплатой услуг доктора). И вся реальность, осознавая серьёзность изменения в характере героя, начинает уступать. И его речам (доктор), и даже молчаливому взгляду (подростки).
Финальной фразой о комарах я отсылаю к неприятному пробуждению. Комары, которые пили кровь (большей частью – его, Валеры, мысли и поступки), должны быть уничтожены. Хоть электрофумигатором или тапком, хоть шипастой булавой Барбариана. Разницы уже нет.
Ответить с цитированием