Показать сообщение отдельно
  #27  
Старый 08.11.2009, 18:43
Аватар для Винкельрид
Герой Швейцарии
 
Регистрация: 30.05.2006
Сообщений: 2,544
Репутация: 1132 [+/-]
Не совсем понятно, что тут надо критиковать, качество текста или то, как зацепило. Наверное, и то, и другое, поскольку зачин преследует несколько целей сразу:
А) Показывает грамотность автора (редакторы хором кричат, что умение вылизать начало крайне важно для оказания на них благоприятного впечатления);
Б) Собственно интересность, типа «тайна» или «саспенс» и, как следствие, желание:
- ухватить книгу сразу;
- пролистать вперёд, чтоб убедиться, что хорошее начало – не случайность;
- поставить книгу на место и запомнить имя автора, чтоб никогда в жизни с его произведениями больше не встретиться.
Поэтому. Что я хотел увидеть в идеальном зачине:
- Грамотность автора. Это естественно. Если автор не может вылизать три первых абзаца – он ни на что не годен.
- Первую фразу. Люблю эти вещи разбирать.
- Нечто необычное. Это может быть что угодно: необычный зверь, необычный поступок, необычный герой, необычный разговор и т.д.
- Желательно – хотя субъективно – живого героя.
- Ещё одна субъективность: желаю отсутствия описания природы (особенно цвета лучей солнца) и отсутствия замороченной псевдофилософии.
Вот, собственно, и все критерии. Ах да, жаль ещё, что никто не привёл название произведения. Интересно было бы поразмышлять и над этим.
Итак, начнём.
Автор первый: Винкельрид (помню, что это – я, но намерен произвести разбор специально, поскольку, во-первых, могу говорить, что захочу, не боясь никого обидеть или, наоборот, перехвалить, во-вторых, писалось это давно, потому интересно сопоставить себя теперешнего с собой давнишним).
- Тум-та-та-та… В яму рухнула плита… Там-ля-ля-ля… Вот и свежая земля…
Предложение слегка необычное, что, вроде бы, хорошо. Говорили о Кинге, но автор «Тёмную башню» не читал и подтвердить/опровергнуть вывод критика не может. Что я вижу: ненавязчивая передача пейзажа –меня плита, рухнувшая в яму, и свежая земля наводит на мысли о кладбище, т.е. автор побуждает читателя заинтересоваться, что за песенки про кладбище? А если в песне сочетание «вот и», которое обозначает, что кто-то что-то нашёл, ещё один вопрос: зачем ещё неведомому певцу понадобилась свежая могила? Если же предложение пропущено (ходят слухи, что это начало читалось «быстро» и «легко», значит, возможно, глоталось), то читатель видит просто смешную песенку, что тоже неплохо.
Нет, я совсем не боюсь, просто так привык.
Ага. Он говорит, что совсем не боится, значит боится-таки, на самом деле, и пытается себя убедить в обратном. Значит, догадка насчёт кладбища подтвердилась. Насчёт «привык» - получается, некий певун частенько расхаживает по кладбищу и напевает, разыскивая свежие могилы? Что же это за тип? Ну, понятно, намёк на «тайну».
Эту песню я слышал на ярмарке в Сатриде. Давным-давно, когда по окрестностям ещё бродили пикси и менестрели. Сейчас и те, и другие, обходят наше Приозёрье стороной.
Да, вместо: в последнее время в этих землях было тревожно, автор решил донести ту же мысль косвенно, через ярмарки и менестрелей, которые, отчего-то, не хотят захаживать в гости к певуну. Попутно всплывает словечко «пикси», которое указывает на то, что в тексте будут волшебные народцы и, как следствие, - магия.
- Там-ра-ра-ра… Рядом – новая нора… Тум-ду-ду-ду… Я дракона там найду…
Оба на! Вот те раз! А певун-то дракона искал! Что это за дракон, который живёт на кладбище? Что за драконоборец такой странный?
Я быстро соорудил петлю и ловко, как настоящий драконоборец, разложил её вокруг чёрного логова. В левую руку взял бутыль с волшебным декоктом, в правую – меч, который я прозвал Драконобой. Ловчее держать правой рукой кончик верёвки, но тогда пришлось бы переложить меч в левую, что никуда не годится. Эликсир тонкой струйкой полился в чёрную дыру, тут же раздался шорох и недовольное ворчание. Дракон проснулся!
Вроде бы и ничего особенного, но настораживают слова «как настоящий», «петля» (маленькая нора? Большая петля?). Настораживает также метод ловли дракона, похожий на то, как ловят сусликов. Автор явно к чему-то подводит. Ладно, дальше.
Я стоял на коленях в снегу, и понимал, что вот-вот расплачусь. Волшебный эликсир стал грязной водой из колеи, меч Драконобой – обструганной палкой, дракон – мерзкой могильной жабой, а я – глупым мальчишкой, проводившим одиннадцатое лето, но не способным, из-за своих глупых мечтаний, исполнить простейшее поручение.
В общем, теперь всё ясно. По крайней мере, зачин до конца дочитан, и слава Богу. Из него читатель понял, что текст будет о некоем мальчике-романтике, который представляет всё «как в сказке». Из этого начала может вырасти фэнтези, а может – обычная проза о мальчике-романтике, который мечтает попасть в сказку, но взрослеет, а потом становится известным наёмным убийцей, и уже караулит настоящую жертву… - это шутка, конечно))), хотя почему нет? Собственно, можно и пролистать чуть вперёд, чтоб понять, какое из предположений подтвердится, что и требовалось от автора.
Вывод: хотел бы написать такое сейчас, написал бы точно так же. Я застрял, что ли, на одном месте?
Ответить с цитированием