Тема: Царь (2009)
Показать сообщение отдельно
  #31  
Старый 08.01.2010, 09:31
Аватар для Гиселер
патологически честен
Победитель Литературной Викторины
 
Регистрация: 14.03.2006
Сообщений: 7,137
Репутация: 2620 [+/-]
Отправить Skype™ сообщение для Гиселер
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.

В.Высоцкий



Намедни выдалась оказия посмотреть-таки по ТВ фильм "Царь" Лунгина. Что могу сказать ?

Неоднозначные, очень неоднозначные впечатления. Начну с того, что я вообще слабо воспринимаю творчество Лунгина, тот же "Остров", не вызывает у меня бурных восторгов. Наверное я не настолько высокодуховен. ;) "Царь" же во многом именно "Остров" и напоминает - по размеренности сюжета, вялотекущему действию, длительным богословским рассуждениям персонажей... Снято все весьма талантливо, спору нет, но... слишком специфически, на любителя. Если Лунгин считается знатоком русской души - значит я не русский человек, в моей душе его идеи не нашли отклика.

А теперь главное - как раз об идеях. Просмотрев фильм "Царь" лично я сильно усомнился в соответствии своего и каноничного православного мировоззрения, которое представляет патриарх Филипп. Слишком оно... рабское что ли. Терпеть и каяться в ожидании того, когда злодеи сами осознают свои ошибки - по моему это достаточно жестокая позиция. Со скорбью взирать на бесчинства безумного (по фильму, разумеется) царя и не предпринимать при этом ничего, c осуждением глядя на деспота... для этого, я скажу вам, нужна по-истине непробиваемая психика. Показательна в этом отношении сцена казни воевод (которых Филипп по-сути подставил, ведь явись они к царю сразу, не укрываясь у патриарха, с трофейными польскими знаменами - неизвестно, как обернулась бы их судьба. Укрылся - значит испугался, значит виновен). Невиновных по-сути людей бросают к медведю, а патриарх дрожащим голосом пытается воззвать к милости Грозного: "Останови это, государь !" Прекрасно осознавая, что не остановит, ибо с учетом предыдущих поступков...
Ну да ладно, царь - "помазанники божий", противиться его воле - грех. Но когда на арену бросилась блаженная девочка, и патриарх не предпринял ничего, для того, чтобы ее остановить - у меня, как правоверного христианина отвисла челюсть. Смирение с неизбежным или попустительство злу ?! Неужели нельзя было удержать фанатичного ребенка от необдуманного поступка ? Или сила Веры способна подтолкнуть человека на преступление (преступное бездействие - есть такая статья ;) ) ? Право, увольте меня от такой христианской морали.

Про образ Ивана Грозного в этой картине даже распространяться не хочется - как есть маньяк, окруженный сумасшедшими сподвижниками. Остается только представить этот фильм на суд западного зрителя и он будет рукоплескать - русские всегда были и есть безумными, необузданными варварами ! Разумеется я понимаю, что фабула данной истории требовала именно такого царя - ради более яркого противопоставления его и патриарха. Но по-моему со своим "воплощением антихриста" Лунгин все-таки перебрал... Более того - аргументы царя иногда выглядят вполне резонными. Да, Иван жесток, но он правитель живущий в жестокое время, когда восходящую Русь действительно "клевали" все подряд. Что предлагает Филипп ? Опять таки - терпеть и каяться, надеясь на то, что в ответственный момент икона подтолкнет опору моста ?

Меня всегда раздражали и раздражают блаженные (нет, не отшельники или монахи, а такие же граждане, живущие среди нас, однако начхавшие на общество, человеческие авторитеты, уповая исключительно на "милость Божию"). Безусловно их независимость и сила характера могут вызывать уважение... Но безразличие и равнодушие не вызывают ничего (у меня лично) кроме раздражения и ненависти. Этим людям, во имя служения Высшему Добру некогда творить добро "будничное", ежедневное. Делать счастливыми единиц, вместо того, чтобы молиться за все человечество (вспомните колоритную проповедницу из "Мглы" по С. Кингу). Именно эти люди всегда проводят равенство между понятиями дети божии (брать пример у прародителя, творить во имя добра) и рабы божии (терпеть и каяться в ожидании божественной милости).

Каков итог ? Лично мне фильм не понравился ни разу. Я прекрасно понял авторскую идею, то, что он пытался донести до зрителей. Но подобное мировоззрение мне чуждо. Абсолютно чуждо. Очень, очень сложно творить добро бездействием, безразличием.
Исключительно за техническое исполнение 8/10.
__________________
Я потерял равновесие... И знаю сам —
Конечно, меня подвесят
Когда-нибудь к небесам.
Ну так что ж! Это еще лучше!
Там можно прикуривать о звезды...



Последний раз редактировалось Гиселер; 08.01.2010 в 09:43.
Ответить с цитированием